Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
О проблемах, с которыми сегодня сталкиваются люди с ограниченными возможностями, лучше остальных знает инвалид-колясочник Сабрина Алиева. На прошлой неделе, которая проходила под знаменем декады инвалидов, девушка стала героиней некрасивой истории. О проблемах доступной среды в Дагестане – в нашем материале.
Обида
Началось всё летом. Активистка, борец за права инвалидов и руководитель проекта «Монитор доступной среды» Сабрина Алиева не смогла попасть в здание «Махачкалаводоканал» из-за отсутствия пандуса. Девушка подала на учреждение в суд, который обязал водоканал установить пандус и взыскал с предприятия 1000 рублей морального вреда и 8000 рублей в счёт оплаты судебных расходов. Там на девушку затаили обиду. А компенсировать расходы, судя по всему, решили из её же кармана. Девушка получила предписание оплатить долг 9870 рублей.
«Якобы была проверка, которая увидела на счётчике сорванную пломбу, и поэтому потребление воды было рассчитано по нормативам. Но ко мне никто не приходил, с пломбой всё в порядке, а папы в тот день даже не было в городе, поэтому его подпись на акте была фальшивкой», – говорит Алиева.
Сабрина рассказала эту историю в сети. Волна общественного негодования докатилась до главы Дагестана. Скандал вышел большой, в итоге представители водоканала извинились перед девушкой.
«В результате уволен инспектор – должен быть кто-то крайний. Другие какие-то сотрудники получили выговоры. Если бы глава республики не взялся за этот вопрос, не факт, что всё решилось бы в мою пользу. Пришлось бы судиться, а это долго», – сказала Сабрина «АиФ Дагестан». Эта история, по совпадению случившаяся в декаду инвалидов, позволила привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным С. Алиевой, около 17 тысяч маломобильных людей в Дагестане не могут даже выйти на улицу.
«Проблем много. Мы планируем проверять частные организации и жилые дома. Трудно будет что-то сделать со старыми домами. Сегодня в республике фактически нет квартир для инвалидов, которые соответствуют требованиям. На Совете по делам инвалидов при главе РД я поставила вопрос о том, чтобы новые здания не принимались без доступной среды. С 2022 года всё это будет жёстко контролировать прокуратура», – делится Сабрина.
Пандус через суд
Но даже там, где пандусы есть, проблемы не заканчиваются. «Они не соответствуют нормам, за исключением медицинских и образовательных учреждений, – говорит адвокат и руководитель проекта «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов.
Ещё одна проблема – съезды с тротуаров. «По тротуарам, по перекресткам мы тоже работаем. Во многих местах съезды есть, но они совершенно неудобны для маломобильных. Съезд зачастую заканчивается высоким бордюром. Там, где проводится реконструкция, проблем обычно не бывает. Например, на площади им. Ленина со съездами проблем нет. Сейчас идёт перестройка по ул. Коркмасова, и я думаю, что там всё будет нормально», – отметил адвокат.
Инвалид первой группы Магомед Омаров убеждён: Махачкала приспособлена под нужды людей с повышенными потребностями только на 20 процентов.
«Даже с посторонней помощью попасть в поликлинику очень тяжело. Там ступеньки. Я на электроколяске. Без помощи невозможно. Они мне говорят: «У нас же есть подъёмник». Сто килограммов подъёмник – кто будет таскать его? Нужен специально обученный человек, который будет управлять этим подъёмником. Медсестра или уборщица не придут же меня опускать на этом подъёмнике», – поясняет Омаров.
Схожая ситуация, по словам Магомеда, и в Русском драматическом театре: на коляске можно попасть в фойе на первом этаже, а дальше – непреодолимая лестница, ведущая в зал театра.
А ведь по закону государство обязано обеспечивать инвалиду доступ в органы власти, медучреждения, учреждения культуры и образования, судебной системы, аптеки и т. д. «У маломобильных колясочников есть проблемы с доступом. Мы решили в первую очередь заняться государственными органами. Сабрина проверяет каждый месяц, выясняет, где есть проблемы с пандусами, пишет им обращения, чтобы они решили эту проблему. Если добровольно её не решают, мы обращаемся в суд. Мы проверкой охватили все учреждения. Кое-где они исправились (правительство, МВД), по некоторым судебные решения вынесены, в некоторых идёт процесс, некоторые будут исправлять», – сказал Увайсов. Только за этот год активисты подали более 20 судебных исков.
Почётный архитектор РД, член градостроительного совета Махачкалы Камиль Цунтаев:
«Входная площадка должна иметь навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – и подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,42 м или 1,51,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,22,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твёрдыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%. По продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м. Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент. Тактильные напольные указатели перед пандусами следует выполнять по ГОСТ Р 52875».
#доступность #доступнаясреда #инвалид #овз #адаптация
Источник АИФ