Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Первый адаптационный класс для детей, не говорящих по-русски, появился в Волгограде. В нем учится 14 первоклассников. О своем желании создать в области адаптационные школы заявил и губернатор Калужской области Владислав Шапша. Об адаптационных центрах с курсами русского языка, в том числе и для детей, на недавней встрече с главой ФАДН РФ говорил президент.
Замдиректора волгоградской школы, где организован «мигрантский» класс под литерой «ж», Елена Елизарова объяснила, что главная причина его появления — тот факт, что и многие родители этих детей тоже не говорят по-русски. Из-за этого ученики не могут выполнить домашнее задание. Хотя, как подчеркнула Елизарова, абсолютно все эти родители очень хотят, чтобы ребенок получил образование в России. Однако даже в этой школе далеко не все родители-мигранты обрадованы этой инициативой.
- Мой ребенок учится в этой школе уже в 5 классе, — пишет в родительском чате женщина по имени Айнура. — Когда он только пришел, то плохо говорил, стеснялся. Хотя мы с мужем говорим по-русски. Но он быстро научился, потому что вокруг все по-русски говорили, с ним общались. А эти первоклашки так и останутся в своей среде, и языку не выучатся. Наша семья постоянно проживает в РФ, у мужа оформлен патент, мы платим тут налоги. Но мы из Таджикистана — так что, моего сына тоже в отдельный класс переведут?
В учительском сообществе тоже нет единства в отношении обучения детей трудовых мигрантов.
- Понимаете, тут все очень по-разному, — говорит учитель русского языка и литературы из столичного района Марьино Евгения. — Есть очень замотивированные дети из семей, которые хотят здесь жить, хотят остаться, получить гражданство, ассимилироваться. А есть такие, кто просто спихивает детей в школу, чтобы дома не мешались. И отношение к приходу ребенка в школу такое же разное. Кто-то волнуется о том, как ребенок будет учиться, как вольется в коллектив, нанимает репетиторов по русскому и даже по другим предметам. А другие вообще не понимают, в чем, собственно, проблема. Вот придет и всему научится. Иногда сами папы-мамы из сельских районов не очень себе школу представляют, сами учились до 3-5 класса только, или меньше. Иногда с родителями учеников сложно поддерживать диалог, даже с переводчиком.
Как бы то ни было, школы, с одной стороны, должны брать всех, таково законодательство. Если у родителей есть регистрация, отказать в приеме в школу нельзя. Наполняемость классов тоже играет свою роль — чем она выше, тем лучше финансирование. С другой стороны, в той же Москве есть районы, где школы на треть заполнены детьми мигрантов. Родители часто недовольны и забирают детей из таких школ, потому что даже один не русскоговорящий ребенок в классе существенно замедляет изучение школьной программы. Вдобавок, в Таджикистане и Узбекистане программа отстает от российской по большинству предметов.
- Но есть и плюсы, — говорит преподаватель математики московской школы Нина Викторова. — За последние годы дети стали гораздо толерантнее ко всем, кто отличается. У нас в школе не дразнят никого ни за оттенок кожи, ни за акцент. Может, и потому, что рядом много посольств и торгпредств, и в школу приходят дети самых разных национальностей. Полезно, когда в одном классе учатся представители разных культур. У ребят из Средней Азии можно поучиться уважению к старшим, к семье, к своим традициям. А всем ревнителям, которые говорят, что нечего детей мигрантов принимать в школы в России, хочется возразить — лучше будет, если их не учить? Лучше, если они так и не будут говорить по-русски, ничего не узнают о нашей стране и вообще, останутся неучами? Мне кажется, вся современная история дает ответ на этот вопрос — нет, будет хуже. Надо продумать механизм, который позволил бы учиться таким детям в наших школах. Адаптация, безусловно, нужна. Но куда-то их отсадить — тоже не выход.
Источник МК