Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Инклюзивный проект нацелен на доступность творческой сферы для людей с ограниченными возможностями.
В Челябинске готовятся к открытию стрит-арта для людей с особенностями зрения. Это первый в регионе брайль-арт – гигантское инклюзивное граффити, сопровожденное рельефно-точечным шрифтом Брайля. О том, как создать мурал видимым и понятным для всех, доступным для людей с ограниченными возможностями, в новом эпизоде подкаста «Так культурно!» рассказала автор проекта «Креативные индустрии Урала» Александра Петрова.
– Граффити для незрячих – это составная часть нашего масштабного социально значимого проекта «Незримое кино», – делится Александра Петрова. – Это первый проект на Урале, объединивший кинематограф, региональную культуру и социальную адаптацию людей с ОВЗ. Наш объект брайль-арта тоже уникален, каких в мире единицы, а в России он пока второй. Нечто подобное появилось в 2017 году в Екатеринбурге на фестивале «Стенография», но у нас свой подход. Мы отказались от изображения бабочек и цветов – они не смотрелись бы в контексте инклюзивного проекта – и остановились на абстакции в черном, желтом и красном тонах. Это дает понятный даже незрячим популярный в массовой культуре так называемый глитч-эффект: он появляется на телеэкране, когда происходит сбой в трансляции изображения.
По словам авторов проекта, новый арт-объект будет включать три составляющих: кроме глитч-эффекта, это цитаты известных писателей о «незрячем мире» кириллицей и шрифтом Брайля. Причем первые будут не до конца: чтобы узнать продолжение, нужно знать «выпуклый» текст. К примеру, это известная цитата фантаста Рэя Брэдбери: «Возьми меня за руку и пройди через эту ночь, чтобы я не чувствовал, что один».
– Наше граффити по предложению куратора инклюзивного проекта Полины Суховой появится в челябинском «квартале незрячих», в свое время отведенном для них островке городской застройки, – говорит Александра Петрова. – И это не случайно: здесь в советские годы людям с особенностями зрения давали квартиры, здесь находятся ДК и библиотека для слепых. К слову, наш проект «Незримое кино» и брайль-арт поддержали в министерстве культуры региона. Мурал для незрячих появится и благодаря нашему сотрудничеству с художниками из объединения Graffiti Russia. Нам также помогали специалисты библиотеки для слепых. Аналогов нашего проекта нет, и много приходилось изобретать с нуля.
По словам экспертов, инвалиды по зрению смогут «увидеть» граффити по точкам на картине со шрифтом Брайля и с помощью сопроводительных табличек. Аналогов проекта в России нет, и много приходилось изобретать с нуля. Авторы протестировали арт-объект, «показав» его незрячим. Картина большая – 4 на 8 метров, и им приходилось ощупывать ее не просто пальцами, а руками. В итоге убедились – они все «видят» и понимают.
– Рядом с нашим граффити, буквально через забор – детсад для незрячих ребятишек, и они очень интересовались, что это мы рисуем, – вспоминает Александра Петрова. – Как-то один мальчик ощупал картину и рассказал, что «увидел» на ней. Я чуть не расплакалась: он прочитал известную фразу словацкого поэта и мыслителя Павла Орсаг-Гвездослава: «Я сорвал цветок – он увял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться красоте можно только сердцем».
Как добавила эксперт, в парке им. Юрия Гагарина в рамках инклюзивного проекта «Незримое кино» ранее уже показали два фильма для незрячих. Но это только начало. Новый граффити-проект это его логическое продолжение. На открытии арт-объекта пройдут мастер-классы по письму Брайля, паблик-ток с создателями арт-объекта. Также библиотека для слепых покажет мягкие рукодельные книги для незрячих детей.
– Мы уже задумываемся о продолжении, масштабировании нашего проекта, – подытожила Александра Петрова. – Так, возникла идея о создании целого инклюзивного ленд-парка с граффити для незрячих. Ее поддержали художники, и возможно, уже скоро в Челябинске появится и своя стена таких картин с элементами шрифта Брайля.
Источник ЮП