Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Законопроект об изменении правил усыновления и опеки, который почти год разрабатывался в Минпросвещения и который в процессе его создания вызывал бурные обсуждения — вплоть до создания интернет-петиций — наконец готов. В случае его принятия с 1 января 2021 года будет возможно усыновлять лишь одного ребенка в год, а всем совершеннолетним членам приемных семей будет необходимо проходить психологическое тестирование.
Детдомовцев в постсоветской России всегда было очень много — в начале 2000-х их количество было сопоставимо с послевоенными годами. Было известно, что выпускники детдомов не адаптированы к последующей «вольной» жизни, что лишь 10% благополучно устраиваются в ней, остальные спиваются или уходят в криминал. Тем не менее усыновляли сирот у нас в основном лишь те, кто не мог иметь своих, и старались брать совсем маленьких и здоровеньких.
Так называемый закон Димы Яковлева, запрещающий усыновление российских детей американцами, которые как раз охотно брали и инвалидов, и трудных подростков, вызвал массовое возмущение. Чтобы погасить эту волну, сирот стали активно раздавать направо и налево, соблазняя потенциальных опекунов приличным денежным вознаграждением — чтобы продемонстрировать, что мы можем обеспечить всех семьями своими силами. Это привело к ряду скандалов с издевательствами над приемными детьми, а также к огромному числу возвратов в детдома. Опекуны, не рассчитавшие свои силы или позарившиеся на «халявные» деньги, оказавшиеся вовсе не халявными, отказывались от приемных детей, нанося им новую сильнейшую травму.
И вот теперь Министерство просвещения решило ужесточить требования к усыновителям и опекунам. Своими соображениями о том, благо или зло принесут новые нормы, с нами поделилась приемная мама Татьяна Байдак.
— Первый момент, который меня смущает, — введение обязательного сопровождения приемных семей. Мотивация понятная и прекрасная — поддержать семью, помочь в период адаптации, предотвратить возвраты. У меня вопрос по этому пункту — кто именно будет нас сопровождать? Где взять такое количество квалифицированных специалистов в масштабах страны, чтобы грамотно и эффективно сопроводить все приемные семьи в счастливое будущее без эксцессов и возвратов? У нас сейчас приемные родители в Москве(!) ищут психологов для помощи в решении каких-то сложных ситуации — и не всегда находят. А находят, как правило, в благотворительных тематических фондах. Что говорить о регионах? Тут начинать надо с другой стороны, с создания института сопровождения приемных семей, которого нет. В закрытых группах приемные мамы передают друг другу ценные рекомендации хороших специалистов, и их единицы. Можно сто раз повторить «обязательное сопровождение приемных семей», внести поправку в закон, но специалисты от этой мантры мгновенно не появятся.
— Много нареканий вызывает также обязательное психологическое обследование будущих опекунов и членов их семей. Но ведь именно психическая неадекватность в большинстве случаев приводит к издевательствам над детьми, а моральная неготовность к трудностям — к возвратам в детдома.
— Будущие приемные родители сегодня обязаны принести справку от психиатра о том, что они не состоят на учете. Справки эти, к сожалению, часто дают, не поднимая глаз на потенциального пациента. Два вопроса для приличия (где работаете, зачем вам приемные дети), и все, держите справку, в регистратуре поставьте печать. Такая же ситуация и у нарколога — покажите вены на руках. В то время, когда существует не два и даже не три способа приема различных наркотических препаратов. Давайте сначала сделаем эти обязательные процедуры более серьезными! А про обязательное тестирование — у меня есть знакомая семья, где и мужа, и жену признали на таком обследовании неподходящими на роль приемных родителей. Но так как это было (и пока есть) необязательным условием, они выкинули результаты тестов, поверили в себя, стали приемными родителями и уже года четыре успешно воспитывают приемных детей. Не существует тестов, которые могут выявить, будет потенциальный опекун «хорошим» или нет.
— Другой острый момент — необходимость разрешения от органов опеки менять приемным родителям место жительства.
— Люди могут захотеть переехать в другое место по самым разным причинам — смена работы, учеба детей, требования врачей и так далее. И все это, включая менее «серьезные» поводы (просто хотим в теплые/холодные края), не противоречит законам РФ. И никак не противоречит интересам подопечных детей: на новом месте тоже будут органы опеки — и они смогут легко проверять условия жизни приемного ребенка в семье, контролировать новоприбывшую семью. Так зачем нужна эта поправка в закон? Вспоминаем эмоциональное выступление уважаемого главы столичного Департамента соцзащиты на тему «понаехали в нашу Москву» и понимаем истинные причины. Сидите тихо в своих Уренгоях и Кандалакшах! То есть смотрите, что происходит: семья решает стать приемной, выполняет все требования государства (школа приемных родителей, медицинское обследование, множество справок, согласие на регулярные проверки условий проживания детей), берет на воспитание ребенка, а ее ограничивают в праве сменить место жительства.
Правда, в законопроекте есть послабляющие меры: он снимает запрет на усыновление детей ВИЧ-инфицированными. При вынесении решения об усыновлении ребенка суды теперь будут иметь право отступить от положений Семейного кодекса по перечню заболеваний, при наличии которых человек не может взять под опеку ребенка. В частности, это касается инфицированных ВИЧ и гепатитом C. Отступление от положений возможно в тех случаях, когда усыновление отвечает интересам ребенка.
Источник МК