Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В Свердловской областной специальной библиотеке для слепых стартовала элективная информационно-образовательная программа «Десятилетие детства: вопросы социокультурной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью в учреждениях культуры». Первое занятие состоялось 15 марта 2019 года, в нем приняли участие специалисты муниципальных и региональных учреждений культуры Екатеринбурга, Асбеста, Березовского, Горноуральского городского округа, Каменска-Уральского, Карпинска, Новоуральска, Нижнего Тагила, Первоуральска, Рефтинского и др.
Директор СОСБС Ирина Гильфанова в вступительном слове отметила, что программа рассчитана на 32 часа и нацелена на формирование навыков работы с «особыми» детьми и «особыми» родителями, совершенствование деятельности учреждений культуры по социокультурной реабилитации детей с инвалидностью, развитие инклюзивных сервисов. В ходе обучения для специалистов учреждений культуры будут продемонстрированы лучшие современные информационные технологии и практики в работе с детьми. По итогам курса участники получат свидетельства о повышения квалификации. Ирина Анатольевна также предложила активно пользоваться фондом библиотеки, в том числе учебниками и профессиональными журналами. Кроме того, специально для курса Библиотекой для слепых были изданы Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка в Брайле.
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков в интерактивном режиме провел для участников экскурс в историю развития прав ребенка. «Сколько статей было в первой Декларации прав ребенка? Сколько статей в Конвенции о правах ребенка? Когда были приняты эти документы?» – с такими вопросами обратился к собравшимся детский омбудсмен региона. И напомнил, как и в каких сложных условиях Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а затем после того, как в 2010 году глава государства выступил с «детским» посланием, были приняты новый закон об образовании (впервые появляется слово «инклюзия»), закон об охране здоровья граждан и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы. «До этого тоже существовал план действий в интересах детей и другие нормативные документы, но они не носили стратегический характер, а были направлены просто на выживание. Национальная стратегия действий в интересах детей впервые четко обозначила те задачи, которые мы должны были решить. И те инструменты, с помощью которых нужно было это сделать. Впервые дети стали не только теми, на кого был нацелен этот документ, но и участниками этой программы. Национальная стратегия закончилась в 2017 году, необходимо двигаться дальше и у нас в конце 2017 года был создан государственный совет по делам семьи и детей, а 2018-2027 годы Указом Президента РФ были объявлены Десятилетием детства», – отметил Игорь Мороков. Он также обратился к специалистам учреждений культуры с просьбой активнее принимать участие в культурно-социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, используя как инструмент для развития соглашения о межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной политики.
Директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «ЭХО» Анна Кривихинапознакомила участников с основными направлениями деятельности учреждения, а также рассказала об его участии в реализации «пилотного» проекта по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. По ее словам, «Эхо» — одно из самых старейших образовательных учреждений, которое занимается комплексным сопровождением детей с нарушениями слуха, в том числе, после кохлеарной имплантации. «Особое внимание мы уделяем детям после кохлеарной имплантации. После операции слух ребенку восстановили, ребенок слышит, но не понимает, что слышит. И чем позднее сделать операцию, тем труднее будет процесс абилитации. В настоящее время в центре с 1 по 12 класс обучается 121 ребенок с особыми образовательными потребностями, еще 12 детей находятся на сопровождении. Используются все возможности дистанционного обучения, проводятся интерактивные занятия для детей, тематические вебинары для родителей. Выпускники успешно продолжают образование в средних и высших учреждениях Свердловской области, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска», — подчеркнула Анна Кривихина. Она также подробно остановилась на том,что в центре «Эхо» социальная реабилитация и абилитация детей-инвалидов базируется на реализации образовательных и социальных проектов. Среди них – проекты «Мы в мире», «СТАРТ» (Социализация.Тьюторинг. Адаптация. Реабилитация. Толерантность), «ПРОФИ-21», «СИНДБАД» (Социальная интеграция неслышащих детей – Библиотека. Адаптация. Досуг), «РИТМ» (Реабилитация. Инклюзия. Творчество. Музыка).
Председатель Свердловского отделения Российского детского фонда Марина Черкасова говорила о возможностях сотрудничества учреждений культуры как с самим фондом, так и с некоммерческими организациями региона. Особое внимание она уделила тому, что важно не упустить момент и дать возможность детям самим брать на себя часть ответственности. «Да мы готовы помочь ребенку сориентироваться в этом мире, но важно соблюсти баланс между Ариной Родионовной и Мэри Поппинс, важно создать не опекаемое, а компетентное детство», – сказала Марина Черкасова.
О психологических аспектах взаимодействия с детьми-инвалидами при проведении массовых мероприятий рассказала педагог-психолог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города ЕкатеринбургаТатьяна Цинявская. «Без разницы, каких детей мы воспитываем: здоровых или с ограниченными физическими возможностями. Половина родителей принимают своих детей, такими, какие они есть, верят в них, верят в то, что они смогут встать на ноги, смогут пойти учиться, получить образование. И половина родителей (как здоровых, так и с особыми потребностями) переживают из-за того, что ребенок не такой, как они хотели, ребенок неталантливый. И, моя задача как психолога не только дать ребенку веру в себя, но и повернуть родителей и педагогов лицом к этому ребенку. И показать, что ребенок способный, что он – любой – достоин любви», — отметила Татьяна Цинявская.
На занятии также была представлена новая версия сайта Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http://other.sosbs.ru/. Данный сайт разрабатывается с учетом главных принципов доступности контента: воспринимаемости, понятности, управляемости и надежности. Масштабируемость достигается благодаря адаптивной верстке: при увеличении контента на 150% или 200% страница остается читаемой. Прорабатываются возможности для быстрой навигации по сайту с помощью программ экранного доступа (или скринридера), ведется работа над доступностью элементов интерфейса (кнопок, рисунков, фотографий), организовано автоматизированное тестирование и тестирование с участием незрячих пользователей.
Отметим, что следующее занятие состоится 22 мая 2019 года.
Источник ГБУК СО «Свердловская областная специальная библиотека для слепых»