Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Впервые в России в Нижегородской области была организована школа для родителей, воспитывающих слепоглухих детей. Процесс обучения в ней длился всего пять дней, однако родители говорили, что это время стало для них поистине бесценным.
Мир абстракций и ощущений
…Семилетний Петя спускается по лестнице — ловко, но сидя на попе. Ощупывает перила, при этом не выпуская руки своей няни Илоны.
— Попал в новое помещение, надо же познакомиться с пространством, — объясняет Илона.
Для Пети такой способ знакомства — норма. Он вообще самостоятельный парень, невзирая на то, что ни слуха, ни зрения у него нет.
— Много ли в России таких детей? Нашему Сообществу слепоглухих семей удалось выявить около четырехсот, — говорит Эвелина Девишева, исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих», — но в реальности их намного больше. Мы ищем их по закрытым спецучреждениям, по небольшим городам. Приглашаем родителей на мероприятия. Сюда, в региональную «Мамину школу», они смогли приехать бесплатно. Все финансовое бремя легло на Сообщество семей слепоглухих при благотворительном фонде «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Для родителей это возможность отдохнуть, попасть на консультацию к специалисту, пообщаться друг с другом.
— К сожалению, у большинства детей проблемы не ограничиваются нарушением слуха и зрения, — добавляет Анна Куренная, сотрудник Сообщества семей слепоглухих, — поэтому для каждого ребенка программу реабилитации составляют индивидуально, но цель всегда одна: помочь человеку максимально социализироваться.
«Мамочка, развивайте ребенка сами»
— Сашуль, шагай к Наталье Геннадьевне, я сейчас подойду, — Анастасия Бегунова отправляет пятилетнюю дочку Сашу к ее тифлопедагогу.
Саша бежит, Анастасия смотрит дочке вслед.
— Знаете, что нас спасло? То, что Саше не делали операций и не давали наркозов, — говорит она. — Когда дочка родилась, врачи сказали: «Мы ничем не сможем помочь, мамочка, развивайте ребенка сами». Вот я и развиваю.
Если посмотреть на Сашу со стороны, покажется, что она — обычный ребенок. Может, чуть скованный в движениях, не более. На самом деле Саша почти не видит и слышит лишь одним ухом — если надет слуховой аппарат.
— Моя задача — научить Сашу использовать остаточное зрение дозированно, чтобы оно сохранилось как можно дольше, — объясняет ее тифлопедагог Наталья Мамаева.
Саша умеет это. Благодаря усилиям мамы она ничуть не отстает в развитии от своих сверстников, любит музыкальные занятия (обычные, для самых обыкновенных детей) и планирует идти в обычную школу.
— Конечно, лучше бы Саше в школу для слабовидящих, но такой в нашем Великом Новгороде нет, — объясняет Анастасия Бегунова, — значит, попробуем учиться в обычной. Надеюсь, тифлопедагог нас поддержит.
Тифлопедагог Наталья Мамаева — один из лучших в своем городе. Родители незрячих детей мечтают попасть именно к ней.
— Наверное, потому что я больше ничего не умею, кроме как учить детей, — улыбается она. — Я сама потеряла зрение в школе, после травмы. Поэтому, с одной стороны, помню зримый мир, с другой — понимаю, как его воспринимают дети, лишенные зрения.
За руку с легендой
К профессору, доктору психологических наук Александру Суворову выстраивается небольшая очередь. Организаторы «Маминой школы» подходят, чтобы согласовать деловые вопросы, родители слепоглухих детей — чтобы пообщаться с легендой.
Он ослеп, когда ему было три года, оглох в девять лет. Он окончил МГУ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
— Дайте Александру Васильевичу свою руку, чтобы он с вами познакомился, — говорит его «переводчица» Александра Золотова.
Суворов ощупывает мою ладонь, улыбается:
— Я мог бы сжать вашу руку сильнее, но боюсь сделать больно.
Он отвечает на вопросы сам, помня из детства, как должен звучать человеческий голос. Его речь звучит так, будто Суворов читает написанный им же текст. Для журналиста это редкая удача: встретить человека, который говорит не устной, а письменной речью. Диктофонную расшифровку его интервью можно вставлять в текст, не редактируя: лучше, чем Суворов, все равно не скажешь.
— Самое главное в развитии слепоглухих детей — то, какая у них среда, — объясняет он. — Общаются они или сидят в четырех стенах? Последнее совершенно губительно. Любят ли их родители или тяготятся ими, отдавая себя ребенку по остаточному принципу? Да, встречаются родители, которые готовы переложить свои проблемы на чужую голову. Считают: раз есть специалисты, те и обязаны заниматься с ребенком. Это неправильно. Наша задача — повысить мотивацию мам и пап. Детям нужно давать все, что мы только можем им дать.
…Атмосфера летней школы умиротворяет. Через пару часов перестаешь удивляться увиденному и начинаешь воспринимать жизнь как она есть. Учишься рисовать шоколадом: мастер-класс для братьев и сестер слепоглухих ребят проводит художник Александр Похилько. У Александра нет кистей рук, но на это никто не обращает внимания. Разговариваешь о плавании с Татьяной Рябцевой: несколько лет назад она усыновила девочку Свету — тотально слепую, с невероятным веером болезней — и приехала в школу, чтобы поучиться навыкам занятий с ней. Перекидываешься парой слов с семьей Одуваловых: пока папа катает в инвалидной коляске старшую дочку Ясю, мама с ее слепой сестрой-близняшкой Владой занимается на мастер-классе (и попутно тетешкает новорожденную младшую дочку).
— С двумя детьми-инвалидами? Да, тяжело, — говорит папа Илья Одувалов, — но это наша жизнь. Другой не будет. И потому так важна любая, минимальная возможность отдыха. Спасибо всем организаторам школы — здесь мы можем «выдохнуть».
Источник Биржа