Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
«Это люди с какими-то безграничными возможностями!» — именно такая мысль первой приходит в голову, когда наблюдаешь за выступлениями участников Парадельфийских игр. Они танцуют, поют, играют в театральных постановках, создают произведения искусства, не видя их, выражают сотню чувств и эмоций мимикой и парой простых жестов. Сами участники говорят, что для них Игры — лучшая возможность быть замеченными обычными людьми, превратиться из «невидимок» общества в его полноценных членов.
Что такое Парадельфийские игры?
Парадельфийское движение в России приобретает все больший размах – если в первых играх, которые прошли в 2016 году в Москве, приняло участие всего около 600 человек, то на вторые, в Ижевск, приехало уже полторы тысячи. Это люди с ОВЗ не только из России, но и из 21 зарубежной страны: Аргентины, Белоруссии, Венгрии, Израиля, Италии, Казахстана, Китая, Кипра, Монголии, Нидерландов, Польши, Португалии, Сербии, Сирии, США, Узбекистана, Филиппин, Финляндии, Франции, Чили и Японии.
Они соревновались в 29 номинациях по восьми видам культуры и искусства: изобразительное, аудиовизуальное, театральное, музыкальное искусство, литература, хореография, оригинальный жанр и жестовая песня. Кстати, номинация «оригинальный жанр» или цирковое искусство впервые в Ижевске стала постоянной – организаторы обнаружили, что на нее набралось немало участников.
Идея проведения Парадельфийских игр – по аналогии с Паралимпийскими состязаниями спортсменов с инвалидностью – возникла еще в 2006 году. Тогда Всероссийским обществом слепых при поддержке других общественных организаций и объединений инвалидов был создан Национальный Парадельфийский комитет России. Почти десять лет понадобилось идее, чтобы воплотиться в проект – в 2016 году первые Парадельфийские игры провели в Москве. В 2018 году Национальный Парадельфийский комитет получил на проведение вторых Игр самый большой грант Президента РФ – почти 27 миллионов рублей.
Местом проведения вторых игр решено было сделать Удмуртию, инфраструктуру которой организаторы посчитали подходящей для приема людей с ОВЗ.
«Удмуртия заворожила нас тем, как трепетно здесь сохраняется национальная культура, национальное достояние, народные промыслы. Очень хорошее состояние объектов культуры с учётом доступной среды для людей с инвалидностью. Это был весомый аргумент», — рассказала президент Национального Парадельфийского комитета России, вице-президент ВОС Лидия Абрамова.
Подготовка к Парадельфийским играм в Удмуртии длилась почти десять месяцев. За это время в республике оснастили учреждения культуры, отремонтировали пандусы и тротуары, подготовили и обучили более 700 добровольцев и волонтеров. Специальное обучение прошли даже водители автобусов, которые возили участников игр, а в транспорте была установлена система голосовых сообщений.
Безграничные возможности
Как рассказала перед началом игр исполнительный директор Национального Парадельфийского комитета Наталья Крель, организаторы на этот раз решили не ограничиваться только соревновательной программой. Частью игр стали две большие научные конференции по реабилитации инвалидов и множество образовательных мастер-классов.
Что же касается самих соревнований, судили их 80 членов жюри, среди которых были такие именитые люди, как режиссер Алла Сурикова и дирижер Валерий Гергиев.
«Очень много номинаций, по ряду из них, таких как вокал или музыкальное творчество, количество номинантов доходит до 200. Всех надо отсмотреть, выбрать лучших, — рассказала Наталья Крель. — Честно говоря, я не завидую членам жюри, потому что выбрать лучших тут очень сложно».
Выбрать действительно было непросто – каждый из участников уникален, у каждого своя история достижений и преодоления. Настоящим открытием игр стал юный певец из Самары Даниил Хачатуров, который потерял зрение в результате онкозаболевания. 11-летний Данил не только прекрасно поет, но и сам пишет музыку. Мальчик мечтает выступать на большой сцене.
Вокальное направление на Играх вообще получилось обширным – только в номинации «ансамбли» соревновалось 27 коллективов со всего мира. При этом лишь три из них были представителями России, остальные приехали из разных уголков мира.
Участники танцевального ансамбля из Китая – глухие и слабослышащие люди. Их танец с веерами – пример отточенности и мастерства, помешать которому не могут никакие ограничения. Кстати, именно китайская сборная на Парадельфийских играх завоевала больше всего призов в разных видах искусства и стала победителем группового первенства. Второе место в групповом зачете досталось Белоруссии.
Танцы на колясках – жанр, уже получивший распространение во всем мире. Но каждое выступление таких танцоров вызывает у зрителей слезы на глазах.
По-настоящему поразили зрителей инклюзивные театральные постановки, в которых участвовали актеры с различными нарушениями здоровья. Всего в программе Игр было около 20 конкурсных спектаклей и несколько вне конкурса.
Например, спектакль «Белые ночи» по произведению Ф.М.Достоевского. Его привез в Ижевск благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова.
Весь спектакль играется в абсолютной темноте. Актеры активно взаимодействуют с залом, но при этом догадаться, что происходит на сцене, можно лишь по доносящимся из темноты звукам и голосам героев. Таким образом, считают создатели спектакля, зрители могут проникнуть в мир и переживания слепого человека, понять его восприятие искусства, стереть границы между зрячей и незрячей аудиторией.
Спектакли «Влюбленный Кощей» и «Сказка за сказкой» уникального московского театра мимики и жеста, где актеры «говорят» с помощью выразительной жестикуляции, в Ижевске собрали настоящие аншлаги. Зрители, выходя со спектаклей, делились, что понимали все происходящее на сцене и без пояснений диктора.
Фото: gluxix.net
Одним из самых многочисленных получилось направление изобразительного искусства, где были представлены около 500 картин и изделий декоративно-прикладного искусства. Особый приз этой номинации достался подмосковному художнику Александру Похилько. Он родился без ног и кистей рук, что не мешает ему создавать настоящие шедевры живописи. Во время своего мастер-класса он за короткое время нарисовал портрет главы Удмуртии Александра Бречалова.
Одним из главных достижений игр сами организаторы назвали создание инклюзивного детского хора, где вместе поют обычные дети и около 60 ребят с инвалидностью. Это уникальный в российской и мировой культуре проект.
Конечно, как делились сами участники в кулуарах, в плане организации Парадельфийским играм еще есть к чему стремиться. Например, большая часть спектаклей и концертов шла в рабочие дни в утреннее и дневное время, поэтому побывать на них удалось не всем желающим. Не всегда «доступная среда» в гостиницах и общественных местах оказалась такой доступной, как должна быть. Не все участники остались довольны судейством.
Но все это не помешало вторым Парадельфийским играм стать настоящим праздником искусства и силы духа. И зрители, и участники отмечали особую, царящую здесь атмосферу принятия и поддержки.
«Мы чувствуем здесь себя нужными, а это так важно для людей с инвалидностью!», — поделилась эмоциями одна из участниц.
Передали эстафету Новосибирску
Уже в следующем году эстафету Ижевска подхватит Новосибирск – там пройдут первые детские Парадельфийские игры. Специально, чтобы познакомиться с опытом Удмуртии по подготовке к такому мероприятию, представители Новосибирска работали в Ижевске на протяжении всех Игр.
А к 2020 году Парадельфийские игры, начинавшиеся как российская инициатива, могут получить статус мировых.
«В Ижевске состоялась международная конференция, посвященная развитию этого движения, и на ней всеми участниками, всеми странами было принято решение признать игры состоявшимися, была дана высокая оценка тому, что происходило, и было принято решение о создании Международного Парадельфийского комитета. Так что возможно, что следующие игры уже будем определять не мы», — рассказала Лидия Абрамова.
«Главное наследие Игр — это то, что за эти дни произошло в целом с людьми, — считает Наталья Крель. — Изменилось и отношение людей с инвалидностью к самим себе и своему мироощущению, и миропониманию. Они поверили в свои силы, теперь гораздо большее количество людей с инвалидностью знают, что их слышат и они кому-то нужны. И изменилось отношение обычных людей к людям с инвалидностью. Мы почти на всех площадках слышали от зрителей – «у меня перевернулось сознание», «я стал по-другому смотреть на мир», «я даже не представлял, что такое может быть». Это главное и самое важное, что поменялось отношение многих. Удмуртия в этом смысле стала гораздо более гармоничной, более человечной»
Источник sm-news