Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Многие ли из нас готовы изменить свою точку зрения по тому или иному вопросу? Особенно если твердо убеждены в ее правоте. Многие ли из нас спокойно встречают кардинальные перемены в жизни? Даже если они сулят нам выгоду. Многие ли из нас готовы меняться? Ради собственного блага или счастья тех, кто рядом. Думается, если каждый из нас будет предельно откровенен с самим собой, то хоть на пару из этих вопросов ответит отрицательно. Людей в большинстве своем пугают перемены. Они боятся того, что находится за чертой их привычного понимания, видения…
Авторы перформанса-коллажа «Другими глазами», независимый хореограф-постановщик Андрей Захаров и танцовщица Мария Мякишева решили побороть свои страхи, перешагнув ту линию, что отделяет их привычный, удобный мир… зрячих людей от мира людей невидящих. Перешагнули и изменились. Еще в 2015 году, ставя выпускной спектакль в школе-интернате, они познакомились с ребятами – Настей Черепановой и Андрюшей Михеевым, лишенными возможности видеть с самого рождения, и, проникнувшись общением с ними, пребыванием в их мире, создали проект «Невидимая соната», вобравший в себя несколько танцевально-пластических миниатюр. Позднее к этой группе творчески абсолютно не ограниченных людей примкнул и Алексей Филатов, искусствовед, потерявший зрение четыре года назад. Взаимный интерес, желание творческого откровения породили на свет идею коллажа-перформанса, способного нести послание зрителю не только с помощью хореографического языка, но и языка современного искусства, мультинасыщенного и щедрого на интерпретации.
Многолетние традиции современного искусства уже воспитали понимание у зрителя, что коллаж, как правило, используется для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, фактур, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Дюжина фрагментов перформанс-коллажа «Другими глазами» в полной мере подтвердила это представление. Насколько порой невообразимо странными и непростыми для понимания казались одни кусочки коллажа (может, сказалась сложность выразительной лексики, а может, трудности перевода с одного языка – языка слепых – на другой), настолько легко читаемыми, прозрачными – другие. И если сначала все манипуляции с теми же цилиндрическими, трубоподобными агрегатами на головах «Измененных», зрячих артистов Марии Мякишевой и Андрея Захарова (равно как их образы в целом) воспринимались с недоумением, то потом это чувство сошло на нет, дав волю воображению. А может, это визуализация невидимых каналов связи человека с космосом? А может, отображение той ноши, груза роковых обстоятельств, которые давят на человека? Абстрактность явленных образов, их аллегоричность давали полное право на свое видение как общей картины, так и ее отдельных частей. Без страха оказаться неправым.
Миниатюра Марии и Насти «На планете» – своего рода гимн матери Земле и человеку как ее главному созданию, великому детищу, то благодарному, то временами забывающему, кто есть кто в этом мире… Миниатюра Андрея и Андрюши «Не пасодобль» – этакая антитеза привычному представлению о танце, имитирующему корриду. Да, тоже ощутим дух борьбы, сгусток энергии, но в качестве соперника скорее не кто-то извне, а что-то – те же роковые обстоятельства, неприятие их и себя внутри их. И не так важно, что именно символизировало подобие обруча, то и дело опоясывающего незрячего мальчика – ту самую ограниченность, замкнутый круг или, напротив, круг спасательный. Важно, что в финальной точке номера юный герой сильнее всех обстоятельств и победоносно взмывает на руки своего верного проводника. Сольная миниатюра Алексея «Проиграл, но выиграл» о том же, о победе, но другими словами. Другими хореографическими словами. И они были настолько пластически и эмоционально яркими, настолько прозрачными для понимания, что с трудом верилось, что перед глазами непрофессиональный артист. Легко верилось в другое: закон гармонизации работает, и если что-то у человека отнято, значит, нечто ему будет даровано взамен.
Такие разные по настроению и символике фрагменты перформанс-коллажа, несмотря на их неоднозначность, думается, достигли важного: они позволили как зрителю по-новому взглянуть на возможности слепых людей, в том числе изменив свое устоявшееся мнение об «особом искусстве», так и самим незрячим артистам позволили увидеть мир «другими глазами» – руками, ногами, зрением.
В фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» была такая фраза: «Для того чтобы видеть, глаза не нужны». И какими бы излишне патетичными и противоречивыми по сути эти слова ни казались, артисты пластического коллажирования, все без исключения, доказали, что это так. В широком смысле видеть, постигать этот мир можно, действительно, по-разному. Например, при помощи звуков, как делала это юная Настя, оба раза заворожившая своим пением. Или за счет кинестетики, как делал это маленький Андрюша, всякий раз решительно бросавшийся во все хитросплетения номеров, включая поддержки в воздухе. При помощи интуиции и воспитанного в себе чувства прекрасного, как продемонстрировал Алексей Филатов посредством своего не только танцевального включения в инклюзивное действо, но и художественного (знакомство с его картинами, выполненными в стиле интуитивной живописи – абстрактными, но приятными глазу – предваряли перформанс).
Строительство так называемого «инструмента изменений», ставшее апогеем всех танцевальных «странствий» коллажа (инсталляция в виде прозрачного столба, на котором все желающие при помощи мини-словаря в своих программках могли прочитать зашифрованный на языке Брайля текст) визуализировало главную идею создателей – прозрачность, условность границ между разными мирами, разными сообществами людей. И пусть одни боятся невидимого, вторые жаждут познать невиданное, а третьи хотят просто видеть, есть универсальное средство примирения для каждого из них: открытость, прозрачность сердец – вот то, что способно менять каждого из нас и жизнь вокруг нас к лучшему. Хочется надеяться, зрители, ставшие свидетелями открытости танцующих в темноте артистов, в этом убедились. Если смогли они, то почему мы все еще боимся?
Источник Управление Культуры