Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В журнале «Панорама Башкортостана» №5-2016 г. опубликована статья журналиста Раиля Мухамадеева под названием «Социальная сфера: ориентир на результат». Статья, вышедшая по следам прошедшей в Уфе 5-6 октября Экспертной сессии Открытого Правительства «Модели доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению», раскрывает особенности реформирования системы социального обслуживания населения Республики Башкортостан. Предлагаем полную версию статьи.
На протяжении многих десятилетий функции социальной защиты населения, в том числе и социального обслуживания на дому, в нашей стране выполняли исключительно государственные органы. Сегодня под влиянием новых экономических реалий патерналистские настроения в общественном мнении сменяются осознанием того, что есть спрос на услуги не менее высокого качества, чем могут предоставить госучреждения. Сделать жизнь инвалидов и пожилых людей более благополучной и комфортной может привлечение в эту сферу негосударственных организаций. Недавно в Уфе представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обсудили позитивный опыт Башкортостана по переводу в негосударственный сектор полномочий по оказанию социальных услуг на дому.
Глобальная тенденция старения общества, значительная потребность в финансах для реализации комплекса проблем социальной сферы подталкивают государство и общество к поиску иных подходов. Одним из способов является передача социального обслуживания на дому негосударственному сектору, что признано на самом высоком уровне. В Послании Федеральному Собранию России 2015 года Владимир Путин обозначил задачу поэтапного перевода некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ.
В силу инертности мышления прежние ментальные установки о превалирующей роли государства в деле социальной защиты населения мгновенно преодолеть невозможно. Поэтому у специалистов, отвечающих за развитие рынка социальных услуг, возникают определенные сложности в восприятии процессов передачи социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) части бюджетных средств. По-видимому, сказывается то, что во многих российских регионах к решению данных задач только приступают, а реальность настойчиво подталкивает к активным действиям.
Башкортостан выделяется на этом фоне тем, что руководство республики и Министерство труда вовремя сумели осознать необходимость перемен и сработали на опережение. В нашей республике ставка на привлечение негосударственного сектора была сделана потому, что он более гибок, более оперативно подстраивается под запросы общества. Поэтому в ходе подготовительной работы к реализации ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и было принято решение вовлечь негосударственные организации в предоставление социальных услуг на дому.
За два года реализации пилотного проекта, который прошел апробацию в четырех районах республики с участием двух автономных некоммерческих организаций (АНО), удалось создать эффективный механизм финансирования негосударственных организаций. Им на конкурсной основе предоставили субсидии из республиканского бюджета для оказания услуг нуждающимся гражданам. Положительный эффект башкирского эксперимента проявился в росте числа обслуженных граждан, росте объема доходов в два раза. И создание при АНО хозяйственного общества в виде ООО «Забота» позволило оказывать дополнительные социальные услуги на платной основе. В свою очередь это привело к увеличению поступлений, направляемых на уставную деятельность организации до 3,3 млн рублей, что на 64% превысило уровень доходов государственного учреждения до его реформирования. В июле 2015 года оформлена медицинская лицензия и создано отделение социально-медицинской помощи на дому, в котором трудятся восемь человек. Кроме того, организуются службы сиделок, пре-доставляются услуги медицинского массажа, проката средств реабилитации, услуги парикмахера на дому.
АНО с успехом привлекает для решения социальных задач дополнительные материальные ресурсы в виде грантовой поддержки. Например, организация получила грант (215 тысяч рублей) для реализации проекта «Час мудрости», в ходе которого группа пожилых волонтеров обучает ведению домашнего хозяйства родственников своих клиентов. Методика помощи основана на житейском опыте и мудрости старших поколений: воспитании детей, проведении мастер-классов по кулинарии, заготовке и консервированию продуктов на зиму, по обучению навыкам вязания, вышивания, кройки и шитья. После кастинга волонтеров провели их обучение, придумали форменную одежду, значки. Сегодня эта услуга бесплатная, а в дальнейшем финансирование проекта будет продолжено за счет средств, полученных за оказание платных услуг.
В планах — борьба за президентские гранты, уже разработан проект «Два берега» по реабилитации пожилых граждан, потерявших супруга.
В истории «Ветерана» как в зеркале отражаются этапы тернистого пути, приведшего башкирский эксперимент к успеху: сомнения людей, нехватка НКО, способных в короткие сроки организовать предоставление качественных социальных услуг, сотрудников, обладающих необходимым опытом, формирование механизмов общественного контроля и нормативно-правовой базы, проведение массированной информационно-разъяснительной кампании.
Постепенно положительные результаты проекта были распространены на всю республику. Сейчас Башкортостан является не только первым, но и единственным российским регионом, который передал в негосударственный сектор почти все надомное обслуживание. Он занимает лидирующее положение в Российской Федерации по количеству негосударственных организаций, включенных в реестр поставщиков: 45 государственных учреждений и 118 негосударственных организаций. Сегодня обслуживание на дому осуществляют 59 АНО, созданных по аналогии с пилотными практически во всех муниципалитетах. Они на бесплатной основе оказывают услуги гражданам, признанным в них нуждающимися.
При АНО созданы 59 хозяйственных обществ, которые выплачивают зарплату сотрудникам, оплачивают коммунальные услуги, обновляют материально-техническую базу, приобретают новое оборудование. Это позволило за плату удовлетворить потребности людей, официально не признанных нуждающимися в получении услуг, и обеспечить НКО и в целом социальной сфере своеобразный задел, который может быть использован при возникновении новых задач.
Вряд ли этого можно было бы добиться без солидной финансовой подпитки некоммерческого сектора со стороны органов исполнительной власти. В 2013-2015 гг. на эти цели было направлено около 750 млн рублей. В 2016 году — более 640 млн рублей.
При выделении субсидий приоритетом является привлечение наиболее добросовестных поставщиков, способных качественно оказать государственную услугу в соответствии с установленным стандартом, с жесткими критериями отбора. Теперь в борьбе за потребителя, за территорию обслуживания между организациями существует серьезная конкуренция.
- Речь идет не о поддержке НКО, а о том, чтобы заказать со стороны государства оказание услуг и профинансировать в той же мере, как и государственных поставщиков. То есть оказать услуги в лучшем виде большему количеству населения, — подчеркнула министр труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова.
В целом по республике создано более тысячи новых рабочих мест в 59 хозяйственных обществах, учрежденных при АНО для ведения финансово-хозяйственной деятельности и оказания платных услуг. Возросло и количество получателей услуг на дому, признанных нуждающимися: с 31 до 35 тысяч (на 12%, без дополнительного бюджетного финансирования, а это экономия 55 млн рублей при оказании услуг государственными учреждениями). Причем все это произошло в кризисный период, что свидетельствует о большой потенциальной емкости рынка социальных услуг.
Одновременно с передачей функций по социальному обслуживанию на дому негосударственному сектору произведена реорганизация всей отрасли. Выстраивание сети государственных учреждений республики по видам предоставления социальных услуг, в зависимости от обслуживаемого контингента, позволило создать эффективную структуру и направить высвободившиеся 100 млн рублей на покрытие дефицита отрасли.
В перспективе в негосударственный сектор планируется передать услуги для лиц без определенного места жительства и стационарного обслуживания пожилых граждан. Например, в Сибае ООО Центр социального обслуживания населения «Азатлык» открыло пансионат для пожилых и инвалидов. Здесь под постоянным присмотром находятся 18 постояльцев. Формы обслуживания разнообразны. Дневная («Дедовский сад») — позволяет снять психологическое напряжение в семье, обеспечивает общение пожилых со сверстниками и проведение культурно-досуговых мероприятий. Краткосрочная форма удобна для работающих людей, которые сами ухаживают за престарелыми родственниками, но имеют теперь возможность ненадолго уехать. Постоянная — говорит сама за себя, ветераны живут в безопасных комфортных условиях, предусмотрены места для маломобильных граждан, В учреждении организовано пятиразовое питание с учетом индивидуальных потребностей. В обязательном порядке проводится ежедневный врачебный осмотр, лечебная хореография, адаптивная физкультура.
АНО Центр социального обслуживания населения «Азатлык» на грантовые средства Министерства труда РБ внедряет одну из инновационных технологий «Домашний мастер». Она сродни широко известной услуге «Муж на час», но рассчитана на свой контингент. Проект предполагает оказание соц- работниками разовых услуг в виде мелкого бытового ремонта: замена электропроводки, монтаж розеток и выключателей, установка лампочек, светильников, замена кранов и труб, установка и герметизация сантехники, сборка, разборка и ремонт корпусной мебели, вынос крупногабаритного мусора.
В этом году планируется открытие дома престарелых в деревне Ирсаево Мишкинского района. Это первый в республике проект в сфере социального обслуживания, осуществленный на основе механизмов государственно-частного партнерства.
К сожалению, тема социального предпринимательства пока еще не очень популярна среди представителей бизнеса, несмотря на то, что именно в этой сфере государство гарантирует максимально выгодные преференции. Возможно, потому, что здесь трудно рассчитывать на большую и скорую прибыль. Кроме того, социальное предпринимательство находится на стыке традиционного бизнеса и благотворительности и подвержено рискам обеих этих сфер. Сейчас Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение проект Закона о социальном предпринимательстве, устанавливающий определение социального предпринимательства и меры его поощрения государством.
В бизнесе нового типа — «бизнесе с человеческим лицом» — сегодня трудятся люди, в которых органично сочетаются любовь к своей работе, предпринимательское чутье и сострадание к людям. И есть бизнесмены, сумевшие организовать дело не ради корысти, даже в условиях кризиса. Показателен в этом отношении проект «Ваша сиделка». В частной службе социальной помощи, созданной менее года назад, трудятся 160 человек пожилого возраста. Они ухаживают за лежачими больными и попутно решают проблему самозанятости. Идея создать такую службу возникла у уфимской предпринимательницы Альфиии Галиуллиной при уходе за родственниками. Успешный и востребованный проект стал победителем всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года», учрежденного Российским государственным социальным университетом при поддержке Минэкономразвития РФ.
Планомерная работа по привлечению в республику социально ориентированных организаций и реализации новых проектов в области предоставления услуг начала при-носить результаты. Так, в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» министр труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова и председатель правления некоммерческого партнерства «Мир старшего поколения» Алексей Сиднев заключили соглашение о сотрудничестве в сфере развития стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. По нему предусматривается взаимодействие относительно вариантов концессионных соглашений, строительство новых объектов частной собственности, а также государственного субсидирования обслуживания населения.
Демографическая политика и рост рождаемости привели к нехватке мест в детских садах, где групп для детей ясельного возраста почти не осталось. Сейчас в стране, в том числе и в Башкортостане, активно формируется новый сектор по уходу за детьми от 1 года до 3 лет. Услуги нянь позволят мамам-студенткам продолжить образование, а работающим мамам раньше выходить на работу. Уже разработан и находится в стадии обсуждения проект модельного стандарта социальной услуги по присмотру и уходу за детьми раннего возраста.
Экспертный совет при Правительстве РФ оценил опыт Республики Башкортостан по реформированию системы социального обслуживания населения как позитивный и рекомендовал его для распространения по всей стране.
Руководитель рабочей группы по социальной политике Экспертного совета Сергей Рыбальченко отметил:
- Мы с огромным интересом наблюдали за опытом Башкортостана и считаем, что у модели, по которой двигается республика, есть большой потенциал, который можно распространить и на другие социальные сферы.
Модель развития рынка социальных услуг, регулируемого органами власти, позволяет увязать воедино интересы потребителей, поставщиков и властных структур. Конечно, модели развития рынка соцуслуг в субъектах могут иметь разные варианты практического воплощения с учетом местных условий.
Главное, чтобы реализация социальных проектов в регионах позволила сделать жизнь детей, подростков, инвалидов, людей пожилого возраста лучше, комфортнее, позволила сделать еще один шаг в развитии гражданского общества. Поэтому позитивный опыт Башкортостана заслуживает внимания и изучения. Он вполне может придать новый импульс процессу перевода полномочий по оказанию социальных услуг на дому в негосударственный сектор во всероссийском масштабе.
Источник Министерство труда и социальной защиты населения РБ