Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Государство тратит на покупку электронных увеличителей для инвалидов огромные суммы, многие миллионы. Но они улетают в никуда, потому что, по словам самих слабовидящих, они чаще всего вынуждены оставлять полученные российские приборы пылиться на полках.
Сергей Алексеев из Армавира — личность небезызвестная. И даже, без всякого пафоса, героическая. Чтобы привлечь внимание к проблемам незрячих и слабовидящих, 41-летний мужчина отправился в большое пешеходное путешествие — с апреля нынешнего года он прошел пешком вдоль автомобильных дорог от Кубани до Сибири.
Сергей — слабовидящий. Зрение начал терять в 14 лет из-за травмы. Сейчас один глаз у него не видит вообще, остатки зрения на другом — не более 3%.
- Может даже и меньше уже, — говорит Алексеев. — Последний раз проверялся года два назад, тогда компьютер как раз показал 3%. Но с тех пор, по ощущениям, видеть я стал еще хуже.
Изначально мужчина планировал, что конечной точкой станет Иркутск. Но по ходу дела маршрут пришлось скорректировать из-за погоды — в Сибири пошли снега. Пешее путешествие остановилось в Канске, до Иркутска Алексеев добрался уже электричками. И тем не менее — 5000 километров прошел пешком. Кремень-человек! А теперь вот возвращается железной дорогой на малую родину.
Созвониться нам удается во время его небольшого «привала» на очередной станции, в интервале между электричками. Во время разговора о проблемах инвалидов в России речь заходит о технических средствах реабилитации. В частности — о так называемых электронных ручных видеоувеличителях (ЭРВУ). Для слабовидящих это первый и самый незаменимый помощник. Это такая «электронная лупа» размером с мобильный телефон, она с многократным увеличением, позволяет читать тексты, а возьмете с собой — поможет прочесть, например, этикетки на товарах и ценники в магазинах.
ЭРВУ должен быть для слабовидящих незаменимы помощником. Увы…
Для Сергея Алексеева проблемы вокруг ТСР — не пустой звук.
«Это стоит 35 тысяч, а я не дал бы и трех»
- А вы не боитесь, что я вам сейчас правду расскажу? — спрашивает Алексеев. — Напечатаете такое? Просто СМИ обычно предпочитают об этом не говорить. Будто у российских инвалидов на самом деле никаких проблем нет…
Отвечаю, что напечатаем.
- Я в этом своем путешествии очень хотел до Екатеринбурга добраться на обратном пути. Но у меня деньги на исходе, поэтому выбрал другой путь. Почему в Екатеринбург хотел попасть? А там базируется фирма «Круст», которая делает различные приборы для слабовидящих и тотально слепых. Хотел в глаза их директору посмотреть.
Алексеев рассказывает: в родном Краснодарском крае он получил от государства средство технической реабилитации — ЭРВУ модели «Сокол». Это как раз продукция «Круста».
- Качество изображения просто отвратительное, — говорит Сергей — Но главная проблема — батарея. Она по факту заряжается 12 часов, но больше двух часов не держит. При этом функция работы от сети у нее вообще не предусмотрена. Мне пришлось этот «Сокол» просто положить на полку. Для меня он бесполезен. «Сокол» я начал продавать с 15 тысяч рублей, то есть цену в два раза скинул, потом скинул цену до 10 тысяч, потом до 5 тысяч, потом до тысячи, до пятисот… в итоге я пошел в наш детский пункт для слепых в Армавире, я им говорю: заберите, пожалуйста, бесплатно этот «Сокол» и тифлофлешплеер, а они: не, нам не надо!
Тендеры и госконтракты
Непосвященным в проблемы инвалидов нужно объяснить контекст. По закону каждому человеку с подтвержденной инвалидностью после медобследования выдают ИПРА — индивидуальную программу реабилитации и абилитации. В ней помимо медикаментов и ежегодного выезда в санаторий могут быть прописаны и технические средства реабилитации (ТСР), которые нужны для восстановления здоровья или хотя бы поддержания его на текущем уровне. Слабовидящим от государства бесплатно полагается ЭРВУ. Какое именно ЭРВУ — зависит от розыгрыша регионального тендера на текущий год. В условиях прописываются технические требования, которым должен соответствовать прибор, на торги заявляется несколько фирм, а с победителем заключается контракт на поставку ЭРВУ. Многие удивляются, что в большинстве случаев такие тендеры выигрывает именно «Круст».
- У нас же сейчас импортозамещение, а «Круст» чуть ли не единственный российский производитель такой техники, — продолжает Алексеев. — Поэтому, поставляя свои приборы, они просто зарабатывают на госконтрактах и инвалидах. Их ручной видеоувеличитель «Сокол» по документам стоил 35 тысяч рублей. А я мог бы за меньшие деньги, даже с учетом расходов на доставку, заказать очень крутой ЭРВУ из США или Германии. Но мне же никто эти деньги не компенсирует! Поэтому я был вынужден вместо этого «Сокола» купить себе за 20 тысяч смартфон. Его использую как видеоувеличитель — фотографирую, что мне надо, и так рассматриваю, растягивая картинку. Это не очень удобно, но хотя бы так…
А еще Сергей Алексеев рассказывает, какой квест он прошел, пытаясь избавиться от ненужного ему «Сокола».
- У нас в Краснодарском крае есть детский дом для незрячих и слабовидящих ребят. Я пытался отдать прибор «Круста» туда. Он же новый, в коробке, с документами. А там не взяли! Сказали, что с приборами такого качества они просто не работают. Потом я хотел продать «Сокол», чтобы хотя бы частично оправдать расходы на смартфон. Выставил объявление на «Авито» и «Юле». А «Сокол» и там никому не нужен! Несколько месяцев провисело объявление, я снизил цену до 500 рублей, но никто его не взял.
«У нас все по ГОСТу!»
По словам Алексеева, такие же проблемы возникают и с другой техникой «Круста».
- По ИПР мне также выдали их тифлофлешплеер «Соло». (Прибор для прослушивания звуковых книг, — Авт.). У него проблемы с навигацией, прошивкой, а единственное светлое пятно — неплохая батарея. В бумагах написано, что он стоит 16 тысяч. Но мне кажется, 1,5-2 тысячи для устройства такого качества — красная цена. Я писал в «Круст», возмущался. Мне коротко ответили: у нас все по ГОСТу! Вот такая история. И ведь не придерешься, так получается! .
Кстати, о ГОСТах. Сейчас как раз обсуждается новый государственный стандарт по ЭРВУ. Среди членов подкомитета ПК-5 Технического комитета 381 при Росстандарте, в числе прочих производителей, есть и та самая компания «Круст». При этом один из участников обсуждения от Всероссийского общества слепых (ВОС), эксперт Сергей Макаров — бывший гендиректор «Круста». Считается, что самые лучшие специалисты по техническим средствам реабилитации для слабовидящих работают в коррекционных школах и специализированных библиотеках (первые учат пользоваться ТСР детей, вторые — теряющих зрение взрослых). Но их отказались включить в подкомитет. Это к вопросу о прозрачности розыгрышей тендеров по технике для инвалидов.
«Я думал, что это особенности моего зрения»
Государство тратит на покупку ТСР для инвалидов огромные суммы, многие миллионы. Но они улетают в никуда, потому что по словам самих слабовидящих, они чаще всего вынуждены оставлять полученные приборы «Круста» пылиться на полке.
- Я поначалу думал, что это особенности моего зрения — во время чтения с помощью ЭРВУ «Визор» (это еще один продукт «Круста», — Авт.) у меня очень быстро уставали от напряжения глаза, — рассказывает Дмитрий Ольнев из города Кстов Нижегородской области.
Этот эффект специалисты уже объясняли.
«Один из ведущих российских экспертов по средствам технической реабилитации Александр Пивень (сам слабовидящий) с коллегами как-то раз тестировали устройства разных производителей по частоте обновления изображения, — пишет издание «Аргументы недели». — Когда эта частота низкая, при чтении с помощью видеоувеличителя буквы даже визуально начинают «ломаться», некачественная техника просто не успевает передавать правильную картинку человеческому глазу. В итоге исследование Пивня показало, что частота обновления изображения у «крустовского» «Визора» — всего 18 кадров в секунду. У других производителей — в 2-3 раза больше. При этом минимально допустимый показатель — 50 к/сек. Немудрено, что после «Визора» многие жалуются на проблемы со здоровьем».
- Видеоувеличители «Круста» предназначены разве что только для чтения этикеток. Частота смены кадров у видеоувеличителя настолько низкая, что не дает нормально читать что-то большее, — делится впечатлениями Дмитрий Буслаев, слабовидящий из города Гусь-Хрустальный.
- Я до «Визора» никогда не держал в руках видеоувеличителей, — продолжает Дмитрий Ольнев. — Позже пробовал пользоваться ЭРВУ «Руби» — небо и земля (это прибор американского производства, он также продается в некоторых регионах России, в том числе в Москве и его все-таки можно получить по ИПРА — Авт.). На мой взгляд, было бы правильней, если бы человек при получении тех или иных гаджетов в качестве ТСР мог выбирать модель в рамках определенной суммы. Может, до этого когда-нибудь дойдет?
Идея, конечно, здравая. Она бы совершенно точно помогла избежать странных игр вокруг тендеров. Хотя бы частично.
Источник НИ