Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
  • Главная
  • Новости
  • Слепая девочка учится в обычной школе: стоят ли усилия результата?

Слепая девочка учится в обычной школе: стоят ли усилия результата?

Поделись

Расскажите о новости своим друзьям

Ира – слепая от рождения, но родители наотрез отказались отдавать ее в специализированный интернат. В этом году Ира пошла учиться в первый класс в обычную общеобразовательную школу. Удастся ли ей выполнять программу, и насколько школы готовы учить инвалидов вместе с обычными учениками?

Первый день в школе. Ира улыбается и вместе со всеми готовится выйти на линейку. Ее единственное отличие от других учеников – то, что она идет не одна. За руку девочку ведет ассистент-психолог: ведь Ира с детства слепа.

Решение отдать ребенка в обычную школу родителям Иры далось нелегко. Ближайшая школа, где учат слепых, находится в Харькове, а семья живет в небольшом городке в области. Ездить каждый день в Харьков 80 километров – далеко и дорого.

«Финансовые трудности, просто нет такой возможности, – говорит мать девочки. – Машиной ехать час, электричкой – два с половиной часа, плюс до нее. В итоге пять часов в день в дороге».

К тому же мама Иры уверена: ребенок должен жить дома. По этой причине вариант отправить ребенка жить в харьковскую школу-интернат в семье тоже не рассматривался.

В итоге было решено, что обучаться Ира будет в школе, вместе и наравне с обычными детьми.

Прежде чем принять в школу слепого ребенка учительница, в классе которой будет учиться Ира, ездила в специализированную харьковскую школу на консультацию:

«Мы разговаривали с преподавателями, которые там работают. Мы были на уроках, смотрели, как общаются с детьми, которые не видят», – рассказывает Ирина Белицкая.

Как инвалид без руки и ноги стал сыроваром: история Александра Кононова, который «сыр чувствует сердцем»

Но все это пока это только в теории. Как будет происходить обучение на практике – ни учителя, ни мама Иры пока не знают. Пока у ребенка нет главного – специального учебного материала. Учебники и макеты, в которых использован шрифт Брайля, очень дорого стоят.

«Я нашла выход: все эти пунктиры обвожу иголочкой, – рассказывает ассистент Иры Ольга. – Вот перед уроком села, обвела все иголочкой, и она все увидела». Остальное Ире придется воспринимать на слух.

В такую систему обучения преподаватели спецшколы пока не верят. Поясняют: слепые дети «смотрят» руками. А для в классе нужны макеты. И не один-два, а буквально на все, что изучают в школе.

«Мы изучаем биологию человека. Как можно только на слух или по таблице представить форму сердца?» – недоумевает преподаватель Раиса Батищева.

Преподаватели говорят, что ничего не имеют против «инклюзива» – так называется обучение особых детей в массовой школе. Это современно и по-европейски, но для этого в Украине пока не созданы условия.

«Для того, чтобы инклюзия набрала полные обороты, нужно прежде всего создать базу, где учился бы данный ребенок, – уверена Раиса Батищева. – Подготовить кадры, которые будут знать, как подойти к слепому ребенку. Ребенок не должен выделяться из общей среды. Он должен быть нормальным ребенком. Иначе с ним будут или сюсюкаться или гиперопекать, или вообще забудут. И ничего из этого нормального не выйдет».

Как работает тифлоперевод: с помощью звукового описания происходящего на экране кино можно показывать слепым

Такой позиции придерживаются почти все учителя спецшколы для слепых детей. Александр – выпускник одной из них, а ныне сам преподаватель. Он говорит: сам проучился в обычной школе два года и своего ребенка туда бы не отдал. Ведь, помимо отсутствия учебных материалов, существует и другая проблема – социальная.

«Я знаю по себе, что в массовых школах дети просто не понимают, что ребенок не зрячий. Балуются, могут смеяться, – говорит Александр. – Когда я очки носил, надо мной смеялись. Конечно хорошо, чтобы дети взаимодействовали с обычными детками, которые видят. Но это нужно делать в более старшем возрасте. Когда дети понимают, что ребенок или сверстник не видит, и ему нужно помочь».

Но родители Иры все равно верят в то, что их ребенок преодолеет все сложности, и даже без специальных макетов сможет познать мир – на ощупь и на слух. Они верят, что девочка, которая уже в четыре года начала изучать английский язык, однажды станет полноценным членом общества и приобретет профессию. Сама Ира хочет быть учителем английского языка.

Источник  Настоящее Время

Следите за главными новостями на нашей странице в Вконтакте, в Facebook и OK.

Присоединяйтесь к нам сейчас

Вернуться к разделу

Подпишитесь, чтобы быть вместе!