Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Два года преподаватель информатики Александр Николаевич Гусев с учениками участвует в конкурсе, на который представляет пособия для слепых детей. За первое пособие команда получила первое место, за вторую, посвященную адмиралу Федору Ушакову — второе
Школа встретила вылетающими навстречу расхристанными подростками, бросающими томные взгляды в сторону мальчиков девочками, неловкими младшеклассниками (один из которых всегда намеревается заплакать), духотой, хаосом гардероба. И, конечно, бдительной охраной.
- Мы, собственно, к Александру Николаевичу.
Они, конечно, знали об этом. А все же попросили, чтобы мы его вызвонили. Чтобы встретил.
Прошло лет 30 с тех пор, как мне довелось последний раз оказаться в школе во время учебного процесса: пришла на практику от педагогического института, а мне навстречу точно так же как сейчас резко пахнуло беспечно-звонким букетом эмоций. Сразу стало понятно — учителем быть не хочу,. Но понадобилась еще пара лет, чтобы уйти из института… Впрочем, к нынешней встрече моя рабочая биография не имеет никакого отношения, так что нужно сосредоточиться на встрече с Александром Николаевичем Гусевым.
Нет, меня никто не вызывал «на проработку», я сама напросилась в школу, находящуюся в противоположном конце Москвы от моего дома. И делала это весьма настойчиво — очень хотелось познакомиться с преподавателем информатики 1349-й школы, который два года подряд сам придумывает и разрабатывает пособия для слепых детей. Делает их Гусев, конечно, не один, а с учениками 9 и 10 классов. Со здоровыми, зрячими учениками. Да и школа эта не специализированная, обычная-столичная.
Нас, конечно, пустили, и мы обустроились в классе Александра Николаевича. Парты, доска, учительский стол, компьютер. Рядом с ним издает мерное жужжание странная конструкция, весь наш разговор она будет неустанно трудиться — выстраивать какую-то фигурку. Так я впервые увидела 3D-принтер, а выращивал он шахматную фигуру: на подоконнике лежала доска с уже готовым фигурками. На изготовление одной уходит 3,5 часа. Но шахматы нас пока не интересуют: Гусев достает из пакета несколько книжек, модели кораблей:
- Это житие Федора Ушакова. Оно готово к изданию на шрифте Брайля. И оформлено 3D-изображениями.
Помимо жития Гусев с учениками подготовили еще две книги для детей: акафист и службу святому адмиралу. Обе книги также на шрифте Брайля. За помощью обратились к профессионалам, те согласились помочь.
- Я к одному батюшке подходил, спрашивал — нет ли такой книги, он сказал, что не видел на шрифте Брайля службы адмиралу Ушакову. — рассказывает составитель. — Кроме того, мы изготовили две 3D-иконы Святого праведного воина Феодора (адмирала Ушакова) для слепых детей. Одна из немецкого пластика стамма. Вторая, точно такая же, но на цветной подложке. И она предназначена как для слепых, так и для слабовидящих. Еще мы сделали два корабля — точные копии кораблей Ушакова. К сожалению, у нас маленькие мощности, поэтому большие модели мы делать не можем, Первая — цельный, литой адмиральский флагманский линейный корабль «Святой апостол Павел», на котором, как известно, Ушаков наводил страх на турецкий флот. Мачты мы к нему смогли сделать только из бамбука, но он с андреевским флагом — как настоящий. Второй — «Покров Пресвятой Богородицы» — изготавливали по частям, как конструктор. И он крупнее, так можно было больше мелких деталей напечатать: шлюпку с сидениями, бочки, штурвал, трапы… Это первый фрегат Ушакова, который он получил, когда ему присвоили звание капитан-лейтенанта. Мы нашли чертежи, по ним и делали.
Понимая, что у школы нет возможности закупить технику, материалы, интересуюсь, как и где готовили модели. Оказалось, что прямо здесь, в классе, на внеурочных занятиях. А столь необходимый для работы принтер оказался наградой за первое место в конкурсе, которое команда Гусева заняла в прошлом году.
- Сколько времени заняла подготовка проекта?
- Два месяца. Мы готовили его к городскому конкурсу «3D БУМ». Там были четко обозначены сроки, поэтому пришлось потрудиться: времени было мало, а дел, наоборот, много. В прошлом году мы уже принимали участие в этом конкурсе, подготовили для незрячих дошколят учебное 3D-пособие по математике и 3D-навигатор. По нему можно обучать и зрячих детей, поскольку оно оформлено цветными иллюстрациями. Видите, здесь простым языком рассказывается о геометрических фигурах и объектах в быту, на которые они похожи. Это пособие не на шрифте Брайля, потому что предназначено для дошколят. Предполагается, что с ними будет заниматься «гид», воспитатель, который будет читать, а детки в это время могут осязать фигуры. А на основе этого пособия мы создали 3D-навигатор, позволяющий ориентироваться будущим первоклашкам в здании. За образец взяли план нашей школы. План каждого этажа выполнен в двух вариантах: для слепых и слабовидящих детей. Все значки в плане — столовая, классы, гардероб, туалет — уже известные им геометрические фигуры. А в этом году мы решили планку поставить выше, поэтому взяли такую тему.
Но почему Ушаков? Возможно, школьная программа настолько изменилась, что ученика теперь рассказывают о его служении. Помнится, когда я училась, ему был посвящен небольшой параграф в очередной главе учебника истории. Как выяснилось, программа не изменилась, она все также равнодушна к флотоводцу, но Александр Николаевич выбрал Ушакова, руководствуясь очень важными соображениями:
- Мы выбрали его по нескольким причинам. Создание этой работы совпало с двумя большими датами: пятнадцатилетие со дня прославления Федора Ушакова в лике святых, а в этом году, в октябре, исполнится 200 лет со дня его кончины. Имя адмирала Ушакова, кажется, у всех на слуху. Но, когда мы провели исследование, выяснилось — имя слышали все, а чем он прославился, мало кто знает. А он принял участие в 43 морских баталиях, при этом у него нет ни одного проигранного сражения, ни одного потерянного корабля. Он был не только флотоводцем, но и величайшим государственным деятелем и дипломатом. Есть и еще одна причина — адмирал Ушаков является образцом для подражания для современной молодежи: он сделал хорошую карьеру, был замечательным человеком (известно, что он материально поддерживал матросов, он единственный, кто личным приказом отменил телесные наказания). Выйдя в отставку, Ушаков вернулся в родные места, где на свои деньги построил несколько госпиталей.
Наша работа выполнена по благословению митрополита Саранского и Мордовского Зиновия, в ведении которого находится Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, где гвардеец монах Федор Ушаков с 1764 по 1774 год был начальником. Недалеко от ВДНХ владыка строит храм и раз в месяц приезжает послужить во временной часовне в честь иконы Божией Матери Неупиваемая чаша, а мы с сыном ездим к нему. Общаемся.
Есть еще два вопроса,. Их, конечно, надо было задать с самого начала. Но можно и в середине разговора узнать, почему учитель информатики интересуется Федором Ушаковым. И почему решил сделать пособия для слепых и слабовидящих детей? Александр Николаевич ответил и на эти вопросы:
- В правилах конкурса есть номинация «Дети детям»: когда школьники придумывают для детей-инвалидов какие-то изделия с использованием современных информационных технологий. А у меня всегда было желание помочь детям-инвалидам. В прошлом году мы решили попробовать, а в этом году просто продолжили. Сам я военный. В свое время закончил военную Академию Можайского в Ленинграде. По распределению попал в Центр дальней космической связи в Евпатории в Крыму, прослужил два года, и нашу контору расформировали. Уволился, сын к тому времени пошел в школу, и я решил уйти в систему образования. Я много раз был в Санаксарском монастыре. Был там и в 2002 году, когда прославляли Ушакова.
- Можно ли подготовленные вами книги издать? Ведь есть слепые и слабовидящие дети со стопроцентно сохранным интеллектом, им бы очень пригодились ваши книги и ваши корабли. Тем более, что книг и игрушек для них не так уж и много.
- Нам бы очень хотелось их размножить. Все наши наработки готовы к практическому применению. Первое пособие рекомендовано к тиражированию психолого-педагогическим университетом, и у нас есть на него отзывы от тифлоинформационного комплекса «Логосвос» и тифлопедагогов школы-интерната №1 для слепых детей.
Второе можно использовать в обычных и в воскресных школах, где учатся слепые дети, и на уроках истории, и на внеклассных мероприятиях, посвященных дням воинской славы. И, конечно, это пособие можно использовать на уроках ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Оно решает сразу три задачи — образовательную, военно-патриотическую и духовную.
- Может, митрополит Зиновий окажет помощь в издании ваших работ?
- Возможно. По его словам, сейчас в центральном аппарате Минобороны создается целая комиссия по прославлению святых воинов. Может, удастся с его помощью с ними пообщаться.
К концу разговора мы переместились к принтеру, все еще печатающему шахматную фигурку. Посмотрели и остальные изделия. Настала пора прощаться. На всякий случай уточняю, как относится школьное руководство к увлечению преподавателя информатики. Возможно, притесняют чудака?
- В школе не только позволяют заниматься любимым делом, в апреле откроется музей, посвященный адмиралу Ушакову. Под него выделяется целый этаж, там будет много залов. Один посвящен Санаксарскому монастырю, другой — детству и юношеству Ушакова. Следующий — его боевым подвигам, наградам. И среди учеников интерес к нашим занятиям огромный. Многие хотят к нам.
Все же не зря я не стала учителем. Теперь могу рассказывать о настоящих педагогах
Источник Вести