Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В тамбовском интернате для детей с нарушениями здоровья «Мишутка» реализовали проект «Шаг вперёд». Специально разработанная программа получила грант фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И в течение года педагоги и специалисты интерната активно работают для того, чтобы каждый ребёнок смог начать движение вперёд.
Работать в этом интернате сможет не каждый. Здесь растут дети с самыми серьёзными нарушениями: врождённые и приобретённые проблемы позвоночника, центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, задержка в развитии интеллекта. Одни не могут без сторонней помощи встать, сесть, взять ложку. Другие, хотя и выглядят взрослыми, смотрят на мир как дети-дошкольники. Но если педагоги решают тут остаться, то остаются надолго, потому что привязываются к своим подопечным и используют любую возможность, чтобы им помочь.
— Программа «Шаг вперёд» появилась не на пустом месте, — рассказывает заведующая отделением интерната Наталия Корец. — Это наш опыт и наработки. Это то, что мы и так старались делать для наших детей. И новые направления, которые сейчас активно развиваются.
Для каждого из 26 детей, участвующих в проекте, была разработана индивидуальная программа: развитие бытовых навыков, самостоятельности, коммуникации. С другой стороны — участники проекта педагоги и родители, которые сами осуществляют уход за детьми с тяжёлыми заболеваниями. Самое главное при оценке результатов, подчеркивают педагоги, — не сравнивать ребёнка с другими. Оценивать лишь то, чему он сам смог научиться за определённое время.
Одно из самых интересных направлений программы — развитие альтернативной коммуникации. Ребёнок по ряду причин может быть лишен возможности говорить. Но это не значит, что ему не требуется общение. Просто его форма может быть другой.
— Общение- это очень важно. Мы можем донести до другого человека свои мысли, чувства, потребности. И для этого у нас есть речь. А как быть, если речевой аппарат человека перестал функционировать из-за болезни, например, парализации? А мысли, чувства и потребности остались. Тут на помощь приходят способы альтернативной коммуникации.
Наталия Андреевна Корец показывает карточки, альбомы и рабочие тетради. Маленькие картинки, каждая из которых обозначает предмет, действие, согласие или отрицание.
— Очень много времени уходит на то, чтобы просто объяснить ребёнку с особенностями развития, как соотнести каждую карточку и предмет, который она обозначает. Мяч на картинке и мяч в игровой комнате. Зубная щётка и картинка, которая её обозначает. Дальше — ещё сложнее. Карточки могут означать действие: например, рисование, прогулку. А также могут сигнализировать о том, что ребёнок хочет от чего-то отказаться, устал или хочет спать.
Сначала работа идёт с тетрадями и карточками. Дальше отрабатывается умение использовать их повседневной жизни. Например, у ребёнка появляется брелок с небольшим набором картонок. Показывая нужную, он может «сказать» своё «да» или «нет», попроситься на прогулку или в туалет.
Для занятий — специальные наборы карточек: нужны карандаши или бумага, можно отметить их на специальной странице. Особенно важно сообщить о том, что у ребёнка что-то болит. Для этого есть отдельная таблица: человечек в полный рост. И красная наклейка, которая может показать, где ребёнок испытывает боль или дискомфорт.
— Есть ещё один момент программы: социализация и развлечения. Многие думают, что нашим подопечным это не нужно: зачем плясать и прыгать, если дети серьёзно болеют? Я всегда говорю, что это не так, — рассуждает Наталия Корец, — они такие же дети. Так же любят и праздники, и сказки, и угощение. Например, весёлые старты или концерты, или путешествие по сказочным станциям. Сколько радости они испытывают, когда встречают знакомых героев или, в меру своих сил, разгадывают загадки! Это очень важный элемент социализации!
Для проведения коррекционных занятий, помимо коммуникативных альбомов и карточек, в качестве дополнительных и альтернативных средств развития коммуникации педагоги активно применяют технические средства (устройство коммуникативное GOTalkOverlaySoftware, коммуникаторы BIGmack) и компьютерную программу Boardmaker, которые закуплены на средства гранта. Технические устройства преобразуют введённые данные в устную речь. С их помощью можно записывать, сохранять в памяти и воспроизводить голосовые сообщения, использовать синтезированную речь.
У детей со множественными нарушениями, которые оказались в специальных учреждениях, может наблюдаться дефицит тактильных ощущений, и это тоже сказывается на развитии коммуникативных навыков. Чтобы их сформировать, специалисты учреждения применяют такие методы работы, как сенсорная стимуляция: прикосновения, поглаживания, покачивания, повороты тела и частей тела, игры с пальчиками и ладошками, кинезиологические упражнения для снятия тонического напряжения.
Не остались без внимания и семьи, которые сами занимаются уходом за детьми с тяжёлыми нарушениями здоровья и их развитием. Для повышения уровня компетентности родителей, обеспечения участия семей в реализации индивидуальных программ, развивающего ухода была создана «Школа для родителей».
Школа работает в онлайн-режиме, и специалисты учреждения ежемесячно проводят индивидуальные консультации. За текущий год их было шесть: «Кормление и правильная еда», «Развитие двигательной активности», «Эффективные формы и техники стимулирования и развития двигательной активности», «Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития», «Для чего развивать моторику пальцев рук у ребенка с ДЦП», «Развивающие игры и игрушки для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития».
— Весь опыт, который накопился в ходе работы над проектом, мы обобщили и сделали большой сборник и несколько тематических методических пособий, — рассказывает Наталия Корец. — Они есть в виде брошюр, а также размещены на нашем сайте http://mishutka.tmbreg.ru. Этот опыт может пригодиться не только узким специалистам, но и всем семьям, где есть дети с нарушениями здоровья, близкие, которым требуются медицинская помощь и уход. Ведь в каком бы положении ни оказался человек, его нельзя лишать радости общения, возможности чувствовать себя самостоятельным.
Источник Тамбовская жизнь