Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В Беларуси появились первые замещающие семьи для стариков и инвалидов
В стране появились первые замещающие семьи для пожилых и инвалидов I и II групп. Одним из первопроходцев, освоивших новацию, которая предусмотрена вступившей в силу в конце декабря новой редакцией Закона «О социальном обслуживании», стал Вилейский район. Ранее и тут, и в других регионах как пилотный вариант подобной работы обкатывалась практика приемных семей для стариков — всего в стране их было создано около 250. Чтобы увидеть, как приживается на месте полезное дело, корреспонденты «СБ» отправились в агрогородок Любань.
Татьяне — 53 года, она инвалид с детства и «взрослый ребенок» с синдромом Дауна. Пока была жива мама, жила с ней на хуторе в Могилевской области. Потом — у старшей сестры, которая тяжело заболела и не смогла ухаживать за родственницей. Казалось бы, путь один — в интернат, но ситуация попала в поле зрения социального работника Ольги Занкович. И на семейном совете было решено хоть временно взять Таню к себе. Муж Александр Владимирович идею воспринял спокойно: свои три дочки выросли, а по работе ему не раз приходилось убеждаться, что стены интерната сложно сравнить с домашними… Как взяли, так и осталась — вот уже 9 лет.
Увидев гостей, Таня крепко обняла Ольгу Николаевну и уткнулась лицом в ее плечо.
— Она очень сентиментальная, не волнуйтесь. Это еще и реакция на чужих, у нее до сих пор есть опасения: если пришли незнакомые, вдруг ее отберут. Когда по телевизору показывают фильмы про детдом, плачет, — с теплотой поясняет Ольга Николаевна. Днем как у соцработника у нее 12 подопечных, а вечером, дома, «на общественных началах», ждет тринадцатая. Большой ребенок: неловкие прописи и раскраски, любовь к сладкому и незамысловатая детская хитрость, уроки вязания и помощи по хозяйству — под чутким руководством, иначе грядка, которую нужно прополоть, может превратиться в чистое поле.
— Мои дети, внуки, которых у меня шесть, очень любят ее, она совсем как безобидное дитя. Ухожу на работу — даю задания, например, порисовать, забегаю периодически днем, наблюдаю. Летом проще. Она на улице, играет с детьми, бабушки местные зовут на прогулку. Держим поросенка, кур — Таня им зернышки сыплет, водички подливает.
У подопечной есть своя комната. Несмотря на то что самостоятельно распоряжаться пенсией, покупать одежду, продукты, готовить еду она не может, вопрос о лишении дееспособности Ольга не поднимает — считает, что для Тани это обидно.
— Чем дальше работаю, тем больше жаль тех, кто не может за собой ухаживать, жить же нужно всем, — признается Ольга Николаевна, человек с большим сердцем, объясняя, как решилась принять в дом нового члена семьи. — Иногда пожурю Таню: ну что ты наделала? А она расстраивается: «Что, я виновата, что такая? Я тоже хотела бы быть такой, как ты, все бы умела…»
В январе семья из статуса приемной перешла в замещающие. Для этого был заключен трехсторонний договор — между Татьяной, Ольгой Николаевной (она фигурирует в документе как помощница) и местным территориальным центром социального обслуживания населения. Собственно, это основной документ, предусмотренный законом. В нем четко оговорены адрес проживания, ответственность, обязанности и права сторон, перечень оказываемых семьей услуг, порядок расторжения договора. Кроме того, заключается соглашение о порядке формирования и расходования бюджета замещающей семьи.
— Пока мы оттолкнулись от суммы в один бюджет прожиточного минимума, который вносит каждая из сторон — и помощник, и принятый в семью. Но они по необходимости могут ее менять. Общий бюджет расходуется на продукты, промтовары, лекарства, оплату коммунальных услуг, связь, иные нужды по согласованию сторон. Эти расходы мы не отслеживаем, скажем, по чекам. Главное, чтобы принятый в семью человек был доволен. Это станет ясно во время общения при проверках, которые будут проходить раз в месяц, — делится деталями заведующая отделением социальной помощи на дому Вилейского ТЦСОН Данута Романовская.
В районе образовано уже 3 такие замещающие семьи для пожилых и людей с инвалидностью — также раньше значившиеся как приемные. В поселке Партизанский семья приютила 86–летнюю Анну Иосифовну. С ней когда–то дружило старшее поколение семьи. А когда родители умерли, их приятельница стала для детей кем–то вроде второй мамы, и семья решила с ней объединиться. В агрогородке Нарочь супруги Кисель приютили одинокого инвалида Анатолия Васильевича, которому до этого жилось крайне непросто. Так широкая душа и большое сердце одних дарят заботу и домашний очаг другим — и это замечательная альтернатива «казенным стенам», интернату.
Впрочем, еще недавно в районе было 8 приемных семей для пожилых и инвалидов — а в новый статус перешли всего три. В двух случаях принятые старики уже ушли в мир иной, а три семьи еще думают, нужен ли им новый формат. Ведь он означает и более серьезный подход, в том числе по процедуре оформления. Не все хотят и огласки. То, что новая законодательная основа делает процесс небыстрым и более сложным, отмечают и сами специалисты по социальной работе. Для адаптации время нужно всем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Людмила Слепцова, директор Вилейского территориального центра обслуживания населения:
— Почти в каждом районе до декабря прошлого года были приемные семьи для пожилых. Но раньше это были пилотные проекты, и мы импровизировали — и с формой договора, и нормами проживания, в зависимости от конкретной ситуации. Сейчас появились жесткие рамки, в которых мы должны работать. В нормативной базе четко проговорены критерии, которым должна отвечать замещающая семья, и многие под них не подходят, а потому не могут получить новый статус. Более сложной стала и процедура оформления. Все проходит через специально созданную комиссию при исполкоме, что требует времени, заключается трехсторонний договор в форме, от которой мы не можем отступать. С одной стороны, хорошо, что появился стандарт, а с другой — стало меньше возможностей для маневра. Но ведь социальная сфера тонкая, и все житейские нюансы предусмотреть в типовом варианте невозможно. Ответственность у семьи за принятого человека большая. Стоит учитывать и пристальное внимание со стороны исполкома и нашего центра, ежемесячные проверки. Желающих пока немного. Надо быть альтруистом. Ведь «усыновители» не являются нашими штатными работниками, этот труд не оплачивается. Пока нам сложно найти людей, подпадающих под новые требования. Но работа только началась, и выводы делать рано.
ЦИФРА «СБ»
По данным за 2017 год, в нашей стране проживают 2.404.000 пенсионеров — это примерно четвертая часть населения.
КСТАТИ
Помощником, оказывающим социальные услуги в замещающей семье, может стать дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 65 лет, постоянно проживающий на территории Беларуси, не являющийся инвалидом I или II группы и лицом, обязанным по закону содержать совершеннолетнего нетрудоспособного гражданина. А приемным членом семьи — одинокий человек с инвалидностью I или II группы или неработающий пенсионер от 70 лет и старше, с учетом медицинских показаний и противопоказаний.
Источник СБ