Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Научиться танцевать может любой – уверена хореограф из Владивостока Жанна Савенко. Уже пять лет она обучает незрячих танго. В конце прошлого года ее проект «Шаг из темноты» стал одним из победителей в конкурсе президентских грантов. Теперь присоединиться к инклюзивной группе сможет больше желающих.
«Когда-то меня вдохновил фильм «Запах женщины», где Аль Пачино играл роль слепого. Причем уже позже я узнала интересный факт: у педагога, который обучал танго Аль Пачино, я тоже занималась. Меня вдохновило то, как он танцевал, и я подумала, а почему бы не попробовать?» – говорит Жанна Савенко.
Жанна – руководитель клуба аргентинского танго. Долгие годы она обучает этому чувственному и ритмичному танцу. Почти пять лет назад среди ее учеников появилась Евгения Меркулова – женщина ничего не видит, но благодаря огромному желанию теперь танцует лучше многих здоровых людей.
Новость о том, что, будучи незрячей, Евгения выходит на сцену наравне со всеми танцорами, выступает на концертах и ведет полноценную жизнь, мгновенно разлетелась. Для многих ее история стала примером – спустя год в клубе TANGOHOUSE занимались уже восемь незрячих учеников. Постепенно это вылилось в целый проект под названием «Шаг из темноты». Сегодня в нем участвует 17 человек.
«Это не происходит просто – дал рекламу, и группа набралась. Нет, люди должны до этого созреть. Некоторые долго думают, разговаривают с теми, кто уже занимается, и постепенно втягиваются сами. Вот сегодня пришла еще одна девушка. В основном только девушки к нам и ходят, мужчина, инвалид по зрению, пока только один. Возможно, сильному полу тяжелее решиться на этот шаг», – объясняет Жанна Николаевна.
В работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья есть свои особенности. Хореограф группы Татьяна Подобапризнается: «На репетициях приходится очень много говорить и перестраивать все занятие».
«В основном обучение танцу идет через глаза. Здесь же на ходу приходится сочинять какие-то новые ассоциации, приемы, чтобы было проще понять, как нужно двигаться. Я не скажу, что работать с незрячими сложнее, скорее интереснее. Потому что эти люди сами очень приятные и позитивные, я заряжаюсь от них энергией. Они с удовольствием приходят на занятия и учатся, понимая, что все, что им дается для танцев, – это для жизни необходимо: для баланса, для устойчивости, для более свободного передвижения. И прогресс уже есть», – рассказывает Татьяна Михайловна.
Занятия в группе с незрячими проходят три раза в неделю. Девушки растягиваются, повторяют базовые движения танго, учатся слушать и слышать музыку. Танго – это парный танец, поэтому с новичками будут заниматься опытные танцоры. Главное, говорят хореографы, не заучить, как нужно двигаться, а научиться чувствовать партнера. Именно поэтому тех учеников, у которых есть остаточное зрение, просят закрыть глаза и полностью положиться на ощущения.
«Танго – это социальный танец, которому на базовом уровне могут научиться все, даже не имея никакой подготовки. Незрячую девушку можно научить танцевать так же, как здоровую. Потому что мужчина ведет, а женщина за ним следует. Для этого ей нужно знать некоторые основы, чем мы сейчас и занимаемся. Параллельно мы изучаем разные шаги и элементы из других танцевальных направлений для того, чтобы было легче владеть своим телом в танго. Через год, регулярно занимаясь, девушка станет хорошей партнершей. Она будет приходить на вечера танго, ее будут приглашать на танец, она ничем не будет отличаться от других, а почувствует себя полноценным человеком», – отмечает Жанна Савенко.
Кому-то танец дается легко, кому-то тяжелее, но тот, кто однажды побывал в клубе аргентинского танго, возвращается сюда вновь. Светлана Кротенок впервые пришла на репетицию 13 ноября прошлого года, в Международный день слепых. Хотела просто попробовать и с тех пор старается не пропускать ни одного занятия.
«У меня был танцевальный опыт: лет 10 назад занималась восточными танцами, в студенчестве – спортивно-бальными. Поэтому, наверное, мне немножечко проще запоминать связки, шаги, и я влилась достаточно комфортно. Единственное, мне сложно полностью довериться партнеру и перестать контролировать ситуацию, научиться его чувствовать, когда и на какую ногу вес тела нужно переносить – совершать шаги вместе. Но это все, думаю, придет с опытом. Танцуя, ты вспоминаешь, что, оказывается, у тебя есть мышцы. И что они есть в таких местах, о которых ты даже не задумываешься. Я скинула 5 кг, чувствуется подтянутость. Ты идешь по улице и вспоминаешь, как Жанна Николаевна говорит: «Спинку выпрями, затылок стремится кверху». И стараюсь везде это положение сохранять: и в транспорте, и на людях. Плюс еще и мощный эмоциональный подъем – выходишь из зала окрыленный, вдохновленный, хочется что-то делать, двигаться. Несмотря на физическую усталость, ты очень счастлив», – рассказывает Светлана.
А вот Наталья Шумейко раньше никогда не танцевала, а только с восхищением смотрела из зала, как кружатся на сцене артисты. Танцевать Наталья решила уже после того, как потеряла зрение: именно танец, по словам женщины, заставил ее выйти из четырех стен.
«Год назад меня девочки из общества слепых пригласили в клуб TANGOHOUSE. Это была моя первая возможность выйти из дома. Сначала мне было сложно, потому что уже возраст и много комплексов. Я зрение потеряла поздно, и адаптация происходила тяжело, в молодости перестроиться легче – поменять место жительства, работу. Поэтому, когда я пришла, очень трудно было научиться именно слушать. Потом стало легче, появилась уверенность в себе. Четыре года назад, когда я перестала видеть, я полностью отказалась от всех каблуков, потому что дороги у нас плохие, и я понимала, что в любой момент могу подвернуть ногу. Сейчас я чувствую, что если даже попаду в какую-то ситуацию, мое тело быстрее найдет нужную позицию, чтобы выровняться. И я уже могу и на каблучках ходить. А если бы не танцы, я бы лежала дома как овощ. Ведь молодых двигает слово «хочу», а старшее поколение слово «надо». Я знаю, что сегодня надо на танцы, встаю пораньше и иду. Танцую, общаюсь с людьми и двигаюсь вперед», – говорит Наталья.
Особую танцевальную группу посещают не только незрячие. У Елены Ильченко диагноз ДЦП. И пусть еще не все движения даются девушке, прогресс спустя год занятий уже виден.
«Раньше я ходила намного хуже, плохо ориентировалась в пространстве – меня качало, я все время падала. В зале поначалу я передвигалась по стеночке, боясь от нее оторваться, много чего не получалось. Занимаюсь танцами я уже год, и мышцы, которые ни разу не двигались, начали работать. Улучшилась походка, я стала свободно передвигаться по улице, самостоятельно переходить по светофору через дорогу, чувствую себя гораздо свободнее. На сцене я еще не выступала, но думаю, что все впереди», – говорит Елена.
Чтобы помочь как можно большему количеству инвалидов по зрению, Жанна Савенко решила принять участие в конкурсе президентских грантов. Проект «Шаг из темноты» вошел в число финалистов. На его реализацию выделили почти 2,4 млн рублей. Эти средства пустят на обучение, пошив костюмов, организацию большого отчетного концерта. Он пройдет в краевой филармонии в ноябре. Аргентинские танцоры дадут во Владивостоке мастер-классы и выступят для зрителей, в том числе.
Источник VL