Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Слабовидящие люди с белой тростью в руках, люди на колясках и активно жестикулирующие мужчины и женщины с проблемами слуха и речи — наверное, их никогда не было так много на улицах Севастополя, как в прошедшие дни. Их отличительная черта — выражение открытости и радости на лице и удивительная, на взгляд многих, активность — вопреки всем физическим ограничениям.
Все эти 200 человек с проблемами слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата и даже с «нестандартной» психикой — их называют ментальщиками — были участниками III Всероссийского конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы же повстречали их на Приморском бульваре, куда они приехали после экскурсии по Историческому бульвару и посещения Панорамы — уже без гида, в режиме свободного времени.
Знакомиться, показывая друг другу свои имена в документах, получать немые, но очень эмоциональные ответы на вопросы, которых собеседник не слышит — лишь догадывается, прощаться искренними взаимными объятьями, протягивая собеседнику нарисованное руками сердце, — всё это в несколько минут меняет самоощущение условно «полноценного» человека.
И всё же с некоторыми участниками конгресса — как же неуместно пафосно звучит это слово! — удалось пообщаться и более традиционно. К примеру, у Валентина из Твери проблему решает слуховой аппарат.
«Да, не все могут с вами пообщаться голосом, кто совсем не слышит — тот без аппарата, — говорит он и делится впечатлениями от имени своих товарищей, которые жестами отвечают на переведённый им вопрос о Севастополе. — Очень хороший город, красивый, для нас в самый раз, и такая история! Мы читаем, мы её знаем. Мы находимся в Балаклаве, а хотели в Севастополь. Сегодня у нас свободный день, вот приехали — и рады, что мы здесь. Выбрали исторические места, музеи, сейчас пойдём».
«У нас в Балаклаве был фестиваль творчества инвалидов по слуху. Сегодня будет подведение итогов, не знаем ещё, кто какие места занял. А пока смотрим город», — делится Владимир из Ярославля.
На вопрос, сильно ли глухота осложняет его восприятие, Валентин отвечает: «Главное — зрение, зато хорошо видно, можно всё смотреть. В этом у нас преимущество перед инвалидами по зрению, а у них в этом проблемы. Их здесь сейчас нет, они в другом месте».
Действительно, экскурсионные маршруты — а среди них были Херсонес, 35-я береговая батарея, Панорама, Балаклава со своими Музеем истории и Музеем подводных лодок — разрабатывались специально для разных групп, с учётом их специфики. Одни и те же объекты преподносились по-разному: для слепых и слабовидящих был сделан акцент на устную информацию и тактильные ощущения — чтобы предметы можно было взять в руки или хотя бы потрогать; тем, у кого проблемы со слухом, предлагали наиболее зрелищные объекты; «ментальщикам» — а им, говорят организаторы, нужно ровно то же самое, что и всем остальным, — всё описывалось простым и понятным языком. И, конечно, большое значение имела доступность пространства для «колясочников».
Экскурсии разрабатывались в рамках президентского гранта, который получила Севастопольская библиотечная ассоциация и реализовала его вместе с местным отделением «Белой трости». Поддержали развитие в городе инклюзивного (не путать с эксклюзивным!) туризма в фирме «Севтур». Маршруты тщательно проработали с экспертами, среди которых также были люди с инвалидностью.
«Эксперты отметили, что не все музеи и маршруты готовы к тому, чтобы принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, но очень их поразила именно в Севастополе открытость людей и готовность исправить все недоработки и недостатки», — делится Наталья Рубаненко, оформившая заявку на президентский грант.
О причинах, подтолкнувших её к этому, Наталья говорит так: «Ко мне в прошлом году приехали дальние родственники из Сибири, которых я никогда не видела, среди них — племянник возраста моего сына, с ДЦП. И это тоже повлияло на меня в какой-то степени».
С какими же сложностями сталкиваются инвалиды при посещении наших главных туристических объектов? Полотно Рубо в Панораме недоступно для колясочников, так как нет ни лифта, ни пандусов, и знакомство с ним пришлось заменить на фильм о легендарном полотне в центральной библиотеке им. Л. Толстого. Трагическая обстановка и сумрак 35-й батареи могут привести к ухудшению эмоционального состояния «ментальщика», а в Херсонесе людям с плохим зрением не хватило макетов, которые можно потрогать руками. В остальном же музей-заповедник порадовал гостей доступностью и готовностью внедрить все рекомендации экспертов — в том числе создание нескольких макетов для слепых посетителей.
Практическим итогом проекта станет путеводитель сервисов и экскурсионных маршрутов, доступных в Севастополе для инвалидов различных типов, теоретическим — стратегия развития инклюзивного туризма в городе.
«Мы хотим реализовать проект так, чтобы эффект от него был бесспорным для всех — для инвалидов, их семей, для коллег, для СМИ, для простых людей, живущих рядом с нами», — говорит Наталья Рубаненко.
Источник sevastopol