Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
  • Главная
  • Новости
  • Ревизорро в инвалидной коляске: тестируем новые низкопольные трамваи и автобусы

Ревизорро в инвалидной коляске: тестируем новые низкопольные трамваи и автобусы

Поделись

Расскажите о новости своим друзьям

В скоростную «Ласточку» Ольга Небесная даже не смогла подняться из-за низкого перрона.

 

От дома до трамвайной остановки Ольга Небесная доезжает на социальном такси, которое нужно предварительно заказывать за пять дней.

«В новых автобусах так удобно для инвалидов», – говорили они. «В низкопольные трамваи теперь можно заезжать на коляске», – говорили они…

Вообще, много чего ещё говорили – тема доступной среды для инвалидов вновь стала популярна среди чиновников на время подготовки к чемпионату мира по футболу. Власти Екатеринбурга и Свердловской области теперь не устают повторять об этой доступности и в пример приводят общественный транспорт, приобретённый как раз к мундиалю.

Мы устроили тест-драйв новому низкопольному МАЗу (таких автобусов уже закупили для Екатеринбурга 58), инновационному низкопольному трамваю производства Уралтрансмаш (планируют приобрести 10 штук) и скоростному поезду «Ласточка», которая недавно стала летать между столицей Урала и Нижним Тагилом с Каменском-Уральским. Цель нашего эксперимента – проверить, действительно ли инвалидам-колясочникам стало удобнее пользоваться общественным транспортом, на развитие которого власти потратили миллионы.

В качестве «ревизорро» выступила координатор движения «Доступная среда всем», инвалид-колясочник Ольга Небесная.

ПОЛУНИЗКОПОЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ

В начале октября по Екатеринбургу покатились два новых трамвая, разработанных на Уралтрансмаше. Завод бесплатно передал их городу, чтобы протестировать. Если жителям и городским властям трамваи понравятся (а судя по настрою – «понравятся»), то мэрия закупит их к ЧМ-2018

Односекционный трамвай модели 407 ездит по маршруту ВИЗ – Фрезеровщиков. У него частично низкий пол в середине салона – эту модель создавали специально для удобства инвалидов по президентской программе «Доступная среда». Чтобы в вагон можно было заехать на коляске, в полу посередине вагона предусмотрен пандус, который выдвигается вручную. Правда, кто именно должен вытаскивать пандус – водитель трамвая, кондуктор или пассажиры – в Екатеринбурге ещё не разобрались.

Мы встретили новый трамвай на остановке «Педуниверситет». Когда он затормозил, Ольга ищет кнопку вызова водителя. Чтобы вытащить пандус, к нам выбежали сразу и водитель трамвая, и кондуктор.

Кнопка вызова водителя находится слева у входной двери – найти её с первого раза непросто.
Пандус в трамвае опускается вручную.
Закатить в салон трамвая коляску с инвалидом девушке-водителю нелегко, на помощь к ней приходит кондуктор. 

Запачкав руки в грязи от пандуса, хрупкая девушка-водитель откидывает его. Потом пытается самостоятельно закатить в салон пассажирку на коляске. С первого раза не получается – тяжело. На помощь ей приходит женщина-кондуктор, и после затянувшейся остановки – через две минуты – трамвай N 2 отходит от «Педуниверситета» вместе с нами.

– Вы у нас, честно говоря, первый пассажир на коляске, – признаётся кондуктор.

– А когда в ваш трамвай заходят мамы с колясками, пандус им тоже опускаете? – интересуемся у неё.

– Нет, коляски приподнимают и затаскивают руками, – отвечает женщина.

Грязный пандус запачкал водителю руки.

Места для инвалидов в новом трамвае расположены в середине салона. Чтобы обосноваться у окна, не мешая проходу людей, Ольга вынуждена согнать с раскладывающихся сидений двух пассажиров.

– Это нехорошо – чтобы занять своё место приходится поднять людей, – отмечает Ольга Небесная. – Мне сейчас очень неловко, сижу, такая барыня.

Двум инвалидам-колясочникам в трамвае будет уже тесно. 
Чтобы занять место у окна, Ольге Небесной пришлось «подвинуть» двух пассажирок, которые заняли откидные сиденья. 

Чтобы пройти в конец или начало вагона, пассажиру нужно преодолеть две высокие ступеньки.

– Это кошмар! Прямо какие-то крепости, – говорит Небесная и просит нас замерить рулеткой их высоту.

Измеряем. Высота ступенек внутри салона – 27 сантиметров. Ещё выше ступени на боковых входах в трамвай: одна ступень 29 сантиметров, другая – 31.

– Это покушение на жизнь и безопасность граждан, – комментирует Ольга Небесная.

Тем временем кондуктор интересуется у пассажирки на коляске, до какой остановки она едет. Об этом её попросила узнать водитель, ведь специальной кнопки вызова водителя в вагоне нет. Она есть только снаружи – и то найти её возле входных дверей с первого раза непросто.

На площади 1905 года мы выходим и благодарим девушку-водителя за помощь.

– В этом трамвае совсем не продуманы места для инвалидов, – разочарованно говорит Ольга Небесная. – Хорошо, раз уж власти поддерживают своего производителя и покупают местные трамваи, то тогда уж доведите их до ума, не толкайте нам вот эти недоделки.

Приехали. Чтобы выкатить пассажирку на коляске, водитель вновь опускает пандус.

БЕЛОРУССКИЙ АВТОБУС

А в конце сентября на улицы Екатеринбурга вышли новенькие зелёные МАЗы. Власти Екатеринбурга закупили 58 автобусов у Минского автомобильного завода. Их можно встретить на маршрутах N 1, 21, 50, 54, 43 и 57. «МАЗы имеют низкий пол, опускающийся пандус и места для инвалидов, – хвасталась обновкой мэрия Екатеринбурга во время презентации в августе. – Мы разработаем для водителей инструкцию, как перевозить колясочников».

Что же, прошло три месяца. Проверим. 

Чтобы попасть в «зелёную мечту», нам с Ольгой приходится долго ждать на морозе. В другие автобусы инвалиду-колясочнику путь заказан из-за отсутствия пандусов.

Спустя полчаса ожидания подходит МАЗ. Но водитель останавливает его, не доезжая до остановки, где в это время стоит другой автобус. Вместо того, чтобы дождаться своей очереди, водитель белорусского автобуса начинает высаживать пассажиров на проезжей части. Ольга переживает, что он уедет без неё, поэтому машет водителю. В итоге наш автобус всё-таки подъезжает к нам.

Ольга переживает, что автобус уедет без неё, поэтому машет водителю.
Пришлось звать водителя, который должен откинуть пандус и закатить её в салон автобуса – кондуктор не знал, чем помочь.

До кнопки вызова водителя Ольга дотянуться не может. На помощь к ней приходит прохожий и кондуктор – они готовы на руках затащить пассажирку вместе с коляской. Женщина отказывается и требует водителя, который должен опустить пандус. Он появляется только после того, как его зовёт кондуктор. 

– Добрый день, почему вы ко мне сразу не вышли? – обращается Небесная к водителю. – Вы разве меня не увидели?

– Я увидел, но только не знаю ещё, как пользоваться этим, – отвечает шофёр, рассматривая пандус. – Меня не учили.

Водитель устраивает целый спектакль перед пассажирами: наклоняется и долго пытается что-то разглядеть в полу. Потом возвращается в кабину и приносит рычаг, который наконец-то помогает ему откинуть пандус.

На этом трудности для колясочницы не заканчиваются. Пандус оказался приподнят, из-за чего самостоятельно заехать в салон автобуса Ольга не может, её в четыре руки толкают водитель и кондуктор.

Из-за приподнятого бордюра на остановке Ольга сама не может заехать в автобус.
Места для инвалидов расположены в середине салона у окна.

– С трудом, но въехали, – вздыхает Небесная и устраивается возле окна. – Не вижу ремней, которыми бы могла пристегнуться. Хотя нам обещали, что ремни будут. А если автобус резко затормозит, то я могу не только сама убиться, но и покалечить стоящих рядом пассажиров.

В отличие от трамвая в автобусе для колясочников места гораздо больше.

– В салоне широко, свободно. Не то, что в том трамвае, – отмечает Ольга. – У автобуса мягкий и плавный ход, видно, что европейский уровень.

Доезжаем до конечной остановки, Ольга нажимает кнопку вызова водителя. Шофёр, уже знающий, что делать, с помощью ручки откидывает пандус и помогает выкатиться пассажирке.

Водитель с помощью ручки откидывает пандус, чтобы выкатить пассажирку.

– Когда мы по просьбе мэрии тестировали эти новые автобусы, нам руководство автобусного предприятия обещало, что все водители пройдут обучение, как правильно закатывать коляску, – вспоминает Ольга. – Мы предлагали свою помощь, но нас больше никто не пригласил. Но теперь я вижу, что водители ничего не знают и вообще могут проехать мимо колясочника на остановке. 

А теперь сравните наши автобусы с теми, что ездят в Европе: 

СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД «ЛАСТОЧКА»

«Ласточки» начали курсировать с 5 ноября. Они соединили Екатеринбург с двумя городами: Нижним Тагилом и Каменском-Уральским. Каждый состав электропоезда состоит из пяти вагонов, один из которых должен быть предназначен для инвалидов – там оборудованы специальные места для колясочников. Туалет в этом вагоне также приспособлен для пассажиров с ограниченными возможностями.

«Состав учитывает различную высоту посадочных платформ, адаптирован для создания максимально комфортных условий пассажирам, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья», – сообщалось на сайте правительства Свердловской области.

Мы приехали на железнодорожный вокзал. До отправления «Ласточки» полчаса. В кассе приобретаем билеты, пытаемся разобраться, кто из сотрудников вокзала должен сопровождать колясочника к поезду, если он приехал один.

Ольге Небесной советуют доехать до зала ожидания на первом этаже и обратиться к администратору. Однако на месте его не оказалось.

– Администратора нет, она ушла заряжать телефон, – переводит нас в режим ожидания сонный охранник.

Сам он даже не пытается предложить помощь и только после возмущения инвалида вызывает дежурного по вокзалу.

Пришедший на помощь молодой человек при виде камер суетится, вызывает двух носильщиков и вместе с ними тащит её на платформу к «Ласточке».

«Ласточка» прибыла на седьмую платформу.
Наверх Ольгу поднимают два носильщика. 

Дежурный по вокзалу, подойдя к поезду, лично поднимается в вагон, достаёт выдвижную рампу – железную конструкцию, предназначенную для инвалидов. Что с ней делать, никто не знает, поэтому женщина-контролёр по громкой связи зовет на помощь машиниста:

– У нас колясочник, идите сюда!

Спокойный ответ машиниста разочаровывает собравшихся:

– Рампа предназначена только для высоких платформ, а их у нас нет.

До «Ласточки» Ольгу сопровождает дежурный по вокзалу. 
Он лично достаёт выдвижную рампу. Однако она, оказывается, не предназначена для наших платформ.

– И как же быть? – спрашиваем.

Молчание.

– Поднимем… – робко предлагает контролёр. – Мы колясочников и в обычные электрички на руках заносили, никого ещё не уронили.

По просьбе Ольги замеряем рулеткой высоту, на которую нужно её поднять, – 1 метр 20 сантиметров.

1 метр 20 сантиметров – высота, на которую нужно поднять женщину на коляске.
Ольга Небесная категорически против, чтобы её на руках поднимали на такую высоту.

– Извините, но я не поеду, не надо меня поднимать на такую высоту, – разочарованно отвечает Небесная. – Одна только коляска весит 70 килограммов, вы же надорвётесь. Я не хочу, чтобы из меня сделали инвалида больше, чем я есть.

Идём возвращать билеты.

– Я поняла одно: эти поезда не рассчитаны для таких, как я, – говорит нам Ольга Небесная. – Это дискриминация. Оказывается, на нашем железнодорожном вокзале, где низкие платформы, нет специального приспособления для подъёма маломобильных групп граждан в поезда. Я думаю, такой крупный вокзал Екатеринбурга может себе позволить и купить эту платформу. Мне обидно. Я предвкушала поездку на «Ласточке», но метр двадцать – это сильно. 

Сегодня мы передадим результаты нашего эксперимента в РЖД и администрацию Екатеринбурга и попросим прокомментировать, почему новый купленный транспорт оказался практически не приспособлен для инвалидов-колясочников. Ответы опубликуем.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU, Youtube

Источник Е1

 

Следите за главными новостями на нашей странице в Вконтакте, в Facebook и OK.

Присоединяйтесь к нам сейчас

Вернуться к разделу

Подпишитесь, чтобы быть вместе!