Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В апреле в офисе «Комитета за гражданские права» был проведен круглый стол на тему «Проблемы соблюдения прав человека при применении Базы данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и обеспечении прав детей-сирот».
К основным федеральным законам, регулирующим права детей-сирот, относятся: Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 16.04.2001 № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Семейный Кодекс РФ и Жилищный Кодекс РФ.
К настоящему времени в РФ сложились:
— сложная ситуация с усыновлением (удочерением, опекунством, попечительством, устройством в приёмную семью) сирот и лиц без, оставшихся без попечения родителей;
— устойчивая практика невыполнения и государством своих обязательств перед этой частью населения, оставшейся без жилья, которая составляет четверть миллиона человек (по данным Счётной палаты за 2015 год).
Многолетний характер невыполнения упомянутых обязательств вызывает сомнение:
— в зрелости и гуманности нашего общества, которое не предпринимает эффективных мер по преодолению этого источника напряжённости и нестабильности;
— в социальном характере нашего государства;
— в соблюдении нами Конституции РФ (Каждый имеет право на жилище) и Всеобщей декларации прав человека;
— в наличии у государства политической воли и эффективных механизмов разрешения этих набирающих остроту проблем;
— наконец, в правильном использовании конституционных полномочий Президентом РФ, как гарантом прав человека, в том числе и прав этой категории (как наиболее уязвимой части нашего общества с 10 %-м суицидом и 40 %-м попаданием в места лишения свободы).
1) Проблемы, сложившиеся в части применения банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Посещения правозащитниками и волонтерами детских домов показывают, что в ряде регионов соответствующие базы данных о сиротах не получают надлежащего наполнения. В этих базах преобладает информация о братьях и сестрах, детях с ОВЗ, а также о подростках старше 12 лет, усыновление которых по объективным причинам затруднено. Более того, если ребенок является найденышем, то он не может быть усыновлен (удочерен).
В ряде регионов сложилась ситуация, когда статусные дети (то есть дети, имеющие статус сирот), находящиеся в учреждениях Минсоцразвития, не внесены в базу данных, так как при уменьшении количества детей в учреждениях сократится объем финансирования и произойдет сокращение штата сотрудников. Особенно серьёзна эта ситуация в малых населенных пунктах, где на 1 ребенка приходится до 3 сотрудников, а снижение численности детей в учреждении для детей-сирот сильно обостряет обстановку на рынке труда.
Имеют место многочисленные случаи, когда администрация детских домов-интернатов для етей с умственной отсталостью создаёт препятствия даже для сотрудников органов опеки и попечительства для контакта с такими детьми, не говоря уже о контактах с детьми со стороны потенциальных усыновителей.
Дети из учреждений Костромской и Владимирской области, г. Рязани и Москвы в основном внесены в базу данных. Однако в Архангельской, Вологодской, Ростовской, Псковской, Тверской, Ярославской и других областях, а также в районах Рязанской области полнота занесения детей не носит удовлетворительного характера. В Московской области отсутствие детей в федеральной базе данных касается только детских домов, находящихся в ведении Минсоцзащиты.
Вместе с тем некоторые детские дома для того, чтобы не снизилось количество их воспитанников, разработали программы эффективной реабилитации для детей-инвалидов, либо создали реабилитационные центры для инвалидов или для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это позволяет не только помочь таким детям, но и сохранить прежний объем финансирования и штат сотрудников.
Выявлено много случаев внесения в 5-ю группу здоровья здоровых детей с нормальной наследственностью и направления таких детей в детские учреждения, расположенные в отдаленных населенных пунктах.
2) Проблемы, сложившиеся в части обеспечения жильем детей-сирот.
Несмотря на отсутствие в тексте ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прямых указаний на превышение сиротами возраста в 23 года, как на основание отказа в постановке на учёт для предоставления жилья (включение их в списки на жильё), в процессе реального правоприменения 159-го закона:
1) уполномоченные госорганы всех субъектов РФ систематически отказывают этим лицам в занесении их в списки на жильё, ссылаясь на ст. 8 ФЗ № 159 (или на соответствующую статью аналогичного регионального закона);
2) суды первой инстанции в своих решениях (при попытках заявителей обжаловать отказы) регулярно подтверждают правильность отказов госорганов (п. 1) и мотивируют такого рода решения, также ссылаясь на ст. 8 ФЗ № 159 (или на соответствующую статью аналогичного регионального закона).
По мнению участников круглого стола причины непопадания сирот и приравненных к ним лиц в указанные списки до наступления им 18 лет (а также неподачи ими заявлений на жильё до наступления им 23 лет) следующие:
1) Отсутствие у органов местного самоуправления средств для строительства или приобретения жилья для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся попечения родителей и лицам из их числа; неэффективность субсидий субвенций, поступающих для этих целейиз бюджетов субъектов РФ; недостаточность и слабость прокурорского надзора и отсутствие общественного контроля в этой сфере.
2) Непринятие своевременных мер по лишению родительских прав лиц, которые заведомо не могут исполнять родительские обязанности; непризнание детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих родителей, не лишенных родительских прав, лицами, нуждающимися в предоставлении жилой площади; отсутствие достаточного контроля за использованием жилой площади, закрепленной за ребенком, за время его отсутствия на такой площади в связи с нахождением у опекуна или в государственном учреждении.
3) Корыстная заинтересованность, безответственность или преступная халатность работников детских учреждений и органов опеки и попечительства в подготовке и передаче необходимых документов о сиротах (и приравненных к ним лицах) в госорганы, уполномоченные включать их в списки на получение жилья (по инструкции это должно происходить, когда сиротам от 14 до 18 лет).
4) Малограмотность большинства выпускников упомянутой категории, как результат невысокого уровня обучения в детских учреждениях; отсутствие необходимого правового ликбеза для выпускников со стороны работников детских учреждений.
5) Отсутствие необходимого информационного взаимодействия между соцработниками детских учреждений и мест лишения свободы и принудительной изоляции в тех многочисленных случаях, когда сироты попадают в ВК, ИК, СИЗО и иные учреждения в возрасте до 18 лет (до выхода из детского учреждения), а также в возрасте от 18 до 23 лет.
6) Невозможность для сироты, лишённого жилья (как правило, бомжа), собрать, сохранить и представить установленный пакет документов для включения в упомянутые списки (или обращения в суд по поводу отказа на включение в них) из-за реального отсутствия у них (сирот — бомжей) возможностей:
— для ознакомления с текущим законодательством РФ (в части права сироты на представление ему жилья),
— для формирования упомянутого выше пакета документов, как впрочем, и сохранения имеющихся и восстановления отсутствующих у них документов (из-за отсутствия условий их хранения в отсутствие жилья);
— для оплаты услуг копир-бюро, адвоката и нотариуса, а также возмещения сиротами затрат суда при возбуждении ими дела об отказе от включения в списки на получение жилья (из-за отсутствия у сирот — бомжей регистрации в госоргане регистрационного учёта и вытекающих отсюда трудностей устройства на работу).
Как видим, главные причины непопадания сирот и лиц без попечения родителей в списки на жильё до достижения ими 18 лет (а равно неподачи ими установленных законом заявлений в возрасте до 23 лет):
— вызваны отнюдь не пренебрежительным отношением сирот к действующим законам РФ;
— изучение указанных причин показало, что они прежде всего связаны с дефективностью действующего законодательства, ошибками правоприменительной практики и виновностью конкретных работников ряда государственных (в том числе детских) учреждений.
В связи с изложенным реально налагаемое на сирот тяжёлое наказание (в виде отказа в приёме от них заявлений на жильё) за нарушение (как правило, не по вине сирот) де-факто установленного 159-м законом предельного возраста в 23 года несправедливо и противоречит социальной природе государства, закрепленной в ст. 7 Конституции РФ.
Для разрешения упомянутых выше проблем детей-сирот и детей без попечения родителей, а также лиц их числа участниками круглого стола рекомендуется:
1. Операторам государственного банка данных:
— обеспечить внесение всех детей, которые могли бы быть усыновлены или переданы в приемную семью, в региональные компоненты баз данных детей-сирот;
— обеспечить наличие в базах данных полной и достаточной информации об усыновляемом ребенке, включая данные о количестве, возрасте и группе здоровья его братьев и сестер.
2. Руководителям органов образования и социальной защиты, руководителям учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях сохранения штатов сотрудников детских учреждений использовать опыт тех регионов, где для сохранения сложившихся коллективов сотрудников используется реализация дополнительных реабилитационных программ или создание реабилитационных центров для детей, проживающих в семье.
3. Минздраву РФ, Минтруда и соцзащиты РФ, Минобрнауки РФ и региональным министерствам:
3.1. Выявлять и привлекать к установленной законом ответственности детские и медицинские учреждения и работников, которые:
— препятствуют контактам детей с заинтересованными гражданами (кандидатами в усыновители, опекуны, попечители и пр.);
— занижают группы здоровья детей и подростков;
— преднамеренно занижают интеллект детей, без должных оснований устанавливая у детей психические отклонения, а также дебильность, имбицильность и идиотизм;
— покровительствуют указанным выше противоправным действиям.
3.2. Информировать правоохранительные органы о выявляемых правонарушениях.
4. Генеральной прокуратуре РФ:
— Проводить внеплановые проверки при направлении детей из крупных населенных пунктов в детские сиротские учреждения, находящиеся в труднодоступной местности.
5. СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ:
— Тщательно расследовать указанные выше нарушения, привлекая виновных к установленной законом ответственности.
7. В целях сокращения нарушений прав сирот и лиц, готовых их усыновить, — федеральному законодателю внести в Семейный кодекс РФ норму, согласно которой:
— «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социализацию»:
а) на усыновление (удочерение), а также принятие в приемную семью, под попечительство и опекунство.
б) Это право должно реализоваться во всех детских учреждениях (в том числе, но ограниченно, в коррекционных учреждениях):
— без согласия ребенка — до его определённого возраста;
— с устного или письменного согласия сироты — по достижении им определённого возраста.
8. Федеральному законодателю в целях совершенствования ФЗ от 16.04.2001 № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»:
8.1. Внести в ст. 3 «Цели формирования и использования государственного банка данных о детях» следующие дополнения:
— Создание условий для реализации права упомянутых детей на получение жилья в соответствии с законодательством РФ.
— Отмена заявительного порядка включения лиц старше 18 лет (сирот и лиц, лишённых в детстве попечения родителей и несмотря на это не обеспеченных жильём) в списки на получение жилья.
— Создание условий для фиксации результатов контроля выполнения гражданами РФ и других государств своих обязательств в отношении доверяемых им детей.
— Создание условий для учета: а) передачи документов на включение ребёнка в список на получение жилья; б) включения ребёнка в этот список; в) вручения ребёнку расписки уполномоченного госоргана о включении его список на получение жилья; г) вручения лицу документа о получении им жилья.
8.2. В ст. 6 «Документированная информация о детях …» ч. 2, п.п. 7 — 9 внести дополнения: — Жилищные условия и телефоны братьев и сестёр, родителей и родственников упомянутых детей.
8.3. В ст. 9 «Прекращение учета сведений о детях …» (ч. 1) внести дополнение: — Получение жилья лицом из категории детей…
8.4. В ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключить ограничение сирот по возрасту 23-мя годами из ст. 1 (4-й абзац) и из ст. 8 ч. 9.
8.5. Включить в УИК РФ (ст. 34 «Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные») дополнение, согласно которому социальные работники обязаны:
а) при поступлении новых осуждённых выделять среди них сирот (и лиц без попечения родителей), ещё не занесённых в списки на жильё;
б) восстановить для них те документы, которых не хватает для передачи заявлений лиц (п. а) в госорган, уполномоченный вести означенные списки на жильё;
в) направить заявление осуждённого с пакетом сопровождающих документов в госорган (п. б) от имени данной организации ФСИН;
г) по получении ответа из госоргана ознакомить с ним (под расписку) заявителя и руководство администрации;
д) при отрицательном ответе повторить запрос, учтя позицию госоргана, и информировать об этом заявителя;
е) за месяц до истечения срока наказания вручить (под расписку) заявителю:
— ответ госоргана;
— копию имевшей место переписки госоргана и руководства администрации.
9. «Комитету за гражданские права» и партнерским организациям провести специальный круглый стол по проблемам реализации конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище.
Источник Комитет за гражданские права