Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Куда устраиваются на работу незрячие люди, почему не все хотят изучать шрифт Брайля и отчего у современных украинцев резко ухудшается зрение.
Сегодня в Украине проживает более 40 тыс инвалидов по зрению — это и незрячие и слабовидящие люди. Как рассказали НВ в профильной общественной организации Окно в мир, около 4 тыс таких людей ныне насчитывается только в Киеве — это те, кому присвоена первая или вторая группа инвалидности.
В реальности же людей с нарушением зрения — намного больше. В частности, их количество увеличилось и в связи с военным конфликтом на Донбассе — немало украинских бойцов полностью или частично потеряли зрение в результате осколочных ранений или других травм. Но многие из них не желают оформлять инвалидность.
Около 70% населения Украины имеют пониженное зрение. Виной всему — глобальная компьютеризация, рассказывает Елена Коваль, вице-президент и директор по проектам общественного объединения Окно в мир. Сама она различает только светотени. Негативную тенденцию комментирует на примере собственной внучки:
“У нее было хорошее зрение, но когда ей купили планшет, то за два года его использования ее зрение упало процентов на двадцать”.
С Коваль мы встречаемся в офисе организации Окно в мир недалеко от столичной станции метро Черниговская. Офис расположен на первом этаже обычного многоэтажного дома.
Здесь проводятся встречи для людей с нарушениями зрения, есть кабинет психолога, где можно получить бесплатные консультации. Однако гордость организации — это компьютерный класс, где незрячих и слабовидящих людей обучают печатать, выходить в интернет и разбираться с разнообразными приложениями. Кабинет рассчитан на десять учеников.
Такие курсы в Украине существуют уже больше двадцати лет. В 1997-м их основал незрячий профессор, научный сотрудник Института кибернетики НАН Украины Георгий Цейтлин, ныне покойный. Его портрет и биография размещены на стенде с информацией. В 1995-м Цейтлин и его коллеги взялись озвучивать обычный компьютер, несколько раз переписывали программу. После начали бесплатно распространять ее среди людей, которые хотят научиться работать за компьютером.
“Компьютеры оснащены звуковыми программами. Изучив эти программы, люди с нарушениями зрения могут научиться свободно пользоваться компьютером и использовать его возможности на полную мощность: Word, Exel, работа в интернете, социальные сети -практически все”, — рассказывает Коваль.
Очень маленький процент тех, кто хочет изучать шрифт Брайля, если мы говорим о тех, кто не родился с нарушениями зрения, а потерял его впоследствии
Она и сама работает в этом центре и ее рабочее место — за компьютером. На мониторе открыт текстовый документ. Люди с нарушениями зрения не используют мышку, зато идеально знают клавиатуру и всевозможные сочетания горячих клавиш. Также компьютер выдает голосовые подсказки — комментирует каждое действие.
Такие курсы популярны, в основном, среди молодежи — особенно это студенты, которые собираются поступать в вузы. Но ходят и люди более зрелого возраста. Одна из самых взрослых учениц — восьмидесятилетняя бабушка, которая очень быстро научилась работать на компьютере вслепую.
“Студенты изучают компьютер, чтобы быть независимыми: самостоятельно делать контрольные работы, писать рефераты, искать что-то в гугле и так далее, — объясняет Коваль. — Взрослые люди — это, в основном, те, кто работает в Украинском обществе слепых, мы полностью обучили их работе за компьютером”.
Как работать за озвученным компьютером, нам демонстрирует Виталия Ясинко. Девушка — студентка университета имени Бориса Гринченко, где изучает психологию. В прошлом занималась спортом. Компьютер выучила самостоятельно, заниматься начала еще в восьмом классе.
“Хотела бы работать как психолог с детьми. Пока ходила на практику в школу, но это была только ознакомительная практика-наблюдение”, — делится размышлениями девушка. Признается, что когда выбирала, куда поступить, колебалась между филологией, журналистикой и психологией. Выбор в сторону последнего сделала, потому что мечтала об этом с детства.
Пока мы беседуем, у Коваль несколько раз звонит мобильный. Во время звонка телефон вслух воспроизводит номер звонящего — каждую цифру. Смартфоны незрячих озвучивают для них каждое действие: они, например, могут воспроизводить вслух новые сообщения в соцсетях или непрочитанную почту. Для этого достаточно просто включить соответствующую функцию — она есть и во всех современных смартфонах на Android, и на айфонах.
“Кроме этого, в работе помогают и голосовые помощники, как, например, Siri. Но больше всего полагаюсь на собственную память — она должна быть отменной”, — рассказывает женщина.
Специальные приложения, которые нужно устанавливать отдельно, помогают распознать и разнообразные элементы вокруг. Работают по такому принципу: сначала нужно открыть камеру, навести ее на объект перед собой, и щелкнуть — тогда программа расскажет владельцу смартфона, что “видит” перед собой. Например, опишет, кто в кадре — мужчина или женщина, в чем человек одет. Так можно распознать и деньги: программа расскажет, какого номинала купюра у человека в руках и что это за валюта.
Коваль говорит: незрячие часто пользуются ускоренной озвучкой — слова воспроизводятся очень быстро. Способность легко воспринимать все это нужно тренировать, зато потом можно таким образом “прочитать” книгу на 200-300 страниц за полтора-два дня.
В Украине довольно распространена практика фиктивного трудоустройства: трудовая книжка лежит в какой-нибудь компании, но сам человек по факту не работает
Из-за того, что современная техника сегодня позволяет озвучить любой компьютер или смартфон, незрячие часто отказываются от изучения тактильного шрифта Брайля, говорит спортсмен-паралимпиец Василий Закревский. Такое чтение считают непопулярным — мол, зачем, если все можно “услышать”. Та же литература доступна в более широком ассортименте именно в формате аудиокниг, объясняет мужчина:
“Очень маленький процент тех, кто хочет изучать шрифт Брайля, если мы говорим о тех, кто не родился с нарушениями зрения, а потерял его впоследствии”.
Сам он — чемпион по паратриатлону, основатель бегового клуба Guide Runner и один из основателей организации ОНЛАИН [Общественная организация Незрячих Людей — Активных и Независимых]. В ОНЛАИНе — несколько направлений работы. В основном, все завязаны на спорте: помимо бегового клуба, здесь также есть йога, школа танцев, скандинавская ходьба, уроки плавания и юридические консультации.
“Незрячие тренируются не сами, а с гайдами — помощниками. В профессиональном спорте гайды — спортсмены с опытом, которые способны преодолевать длинные дистанции, выдерживать нагрузки. Также мы иногда ищем волонтеров в качестве сопровождающих, чтобы те могли пройтись с незрячим человеком по городу, помочь ему переместиться из точки А в точку Б”, — говорит Закревский.
Вся эта активная деятельность направлена на социализацию незрячих людей и их развитие. Главная цель — чтобы люди с нарушениями зрения не падали духом, чтобы могли жить по-максимуму и справляться с ежедневными задачами самостоятельно. Я спрашиваю, как справляется он — есть ли трудности с такими обыденными задачами, как, например, поход в магазин за продуктами или необходимость вызвать такси. Спортсмен говорит: в городе, где он живет — в Броварах — его уже все знают. Поэтому если в супермаркете или на улице он вдруг попросит у кого-то помощи, ему не откажут. Но людям, живущим в больших городах вроде Киева, уже не так просто. Помогать им берутся не все.
В беседе Закревский акцентирует внимание на том, что сегодня в Украине довольно распространена практика фиктивного трудоустройства: трудовая книжка лежит в какой-нибудь компании, однако сам человек по факту не работает.
Одна из причин — это квоты, предполагающие, что люди с инвалидностью должны составлять 4% от общего числа сотрудников предприятия. А если в фирме работают от 8 до 25 человек, нужно предоставить минимум одно место для человека с ограниченными возможностями.
В феврале 2017-го Закревский и его команда открыли в Киеве массажный кабинет, все массажисты в котором — люди с нарушениями зрения. Сперва он располагался в салоне на Оболони, теперь переехал сюда же, на левый берег, в одно помещение с компьютерным классом.
“Хорошо, что появилось место, где люди могут себя как-то проявить, показать свои способности, еще и зарабатывать на жизнь”, — говорит Закревский. Сам он занимается массажем с 2002 года. Ходит к нему на массаж и Виталия Ясинко.
О государственной поддержке незрячих рассуждает не очень охотно. Закревский советует всем, кто хочет узнать больше о повседневной жизни этой категории людей, посмотреть фильм На дотик. Его можно найти в YouTube — лучше смотреть с тифлокомментариями.
В этом фильме центральный герой — сам Закревский, также там показывают, как учатся незрячие школьники в Украине, рассказывают, в каких условиях работают люди в Украинском обществе слепых. Уже после нашей беседы, когда я смотрю этот фильм, больше всего запоминается история одной из сотрудниц Украинского сообщества слепых: женщина с нарушением зрения живет не в Киеве, в свои рабочие дни она встает в три часа ночи, чтобы успеть на электричку и к восьми утра уже быть на рабочем месте.
“Если сравнивать Украину с другими странами, например, с европейскими, то нам еще есть куда стремиться”, — рассуждает Закревский. Ему есть с чем сравнить, ведь как спортсмен он объездил уже немало стран.
Так, к примеру, нам не хватает подсветки на асфальте для слабовидящих людей. В некоторых странах даже вымащивают улицы специальной тротуарной плиткой с ложбинкой для трости незрячего. Такую плитку производят в двух украинских городах — Виннице и Днепре, но у нас ее не используют, а только экспортируют.
Я вспоминаю свой прошлогодний опыт, когда ходила на экскурсию в киевский музей Третя після опівночі. Там работают незрячие гиды, а смысл часовой экскурсии в том, что ты перемещаешься в кромешной темноте. В этой самой темноте ты приходишь на “рынок”, где выбираешь на ощупь продукты себе на ужин, пытаешься зайти в подъезд и найти нужную квартиру, открыть холодильник, налить себе сок в стакан, выйти прогуляться и даже перейти дорогу, чтобы тебя не сбили. Помогает только гид — ведет с помощью голоса. Первое время очень страшно и постоянно хочется, чтобы кто-нибудь поскорее включил свет.
“В общем, я не завидую тем, кто живет только на одну государственную помощь”, — пожимает плечами спортсмен-паралимпиец Василий Закревский и в который раз говорит, что люди с нарушениями зрения должны выходить из привычной им зоны комфорта, решаться на что-то большее, чтобы быть самостоятельными и независимыми.
Источник НВ