Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В республике создаются условия для работы ресурсных классов для детей с расстройствами аутистического спектра. Но с какими сложностями приходится сталкиваться родителям и администрации учебного заведения.
В столице Татарстана продолжается работа по созданию условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Сейчас в городе создаются все необходимые условия для социализации таких детей – от детских садов до средних школ, где все они смогут общаться со сверстниками и получить необходимую адаптацию для всех, потому что это необходимо не только для детей с РАС, но и для обычных детей. Это поможет не только детям с РАС, но и научит детей и родителей вместе обучаться социальной жизни.
Прежде всего, что такое РАС? Медицина определяет расстройство аутистического спектра (РАС) как нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. К сожалению, сейчас это заболевание встречается все чаще, и оно может быть диагностировано абсолютно во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.
На данный момент в Казани несколько тысяч детей с диагнозом РАС. На вопрос, почему сейчас врачи бьют тревогу – все больше случаев рождения детей с РАС, попытался ответить врач-невролог, эпилептолог, доктор медицинских наук Василий Генералов. Он полагает, что таких детей появляется все больше из-за пренебрежения родителями правил здорового и полноценного питания.
— Сейчас есть предпосылки для роста детей с аутизмом. Если сейчас таковых около 1%, то через 20 лет может быть 7%, — полагает Генералов. – Сегодняшнее поколение молодых людей будет рожать 7% аутистов. К сотому году это будет 20%, и это биологический тупик. Мы изменили концепцию питания, стали пренебрежительно относиться к иммунитету. Посмотрите наши школьные столовые. Это сплошное углеводное питание и глютен!
Президент «Центра проблем аутизма» Екатерина Мень полагает, что аутизм как болезнь нельзя считать генетическим заболеванием, ведь таких моногенных синдромов очень мало в популяции расстройств аутистического спектра. Она отмечает, что генетический компонент свою роль играет, но нельзя забывать и о том, что он играет важную везде, в любом заболевании. Это сочетание средовых и генетических факторов.
Если родился ребенок с таким диагнозом, то остается только найти коммуникативный способ инклюзивного образования для него, чтобы заболевание не переросло в патологические формы. Если упустить время и не заниматься адаптацией малыша в среду обычных людей, то все эти недоработки будут мешать ему жить.
— Чем раньше ребенок с РАС начнет адаптироваться в обществе, тем лучше, полагает Екатерина Мень.
В Казани созданы и успешно работают и детские сады, где занимаются и учатся общаться с обычными детьми дети с РАС. Есть и несколько учебных заведений, где созданы специальные ресурсные классы. Всего создано 12 ресурсных классов, где учатся дети с РАС. Но, тем не менее, родители учеников с РАС, посещающих среднюю школу №71 в Ново-Савиновском районе Казани бью тревогу. В этой школе создали ресурсный класс — отдельный класс для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, которая была составлена в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.
Восемь первоклассников класса 1 «Д», посещающие школу, инвалиды, у них расстройства аутистического спектра (РАС), есть те, у кого другой диагноз – умственная отсталость. Степени аутизма у всех разные: кто-то может спокойно проходить обучение, кто-то не разговаривает вовсе, кому-то требуется особой внимание, а кто-то и вовсе нуждается в тьюторе, без которого не может выполнить даже элементарных действий, с которыми легко справляются ровесники.
Если ранее таких детей – с психологическими проблемами, обучали в специальных школах, то современные требования к образованию стали более демократичными и малыши могут посещать среднюю школу наравне с другими. Так они учатся взаимодействовать с другими детьми, общаться, разговаривать.
В школе №71 для детей с РАС создали обычный класс 1 «Д», где учатся только дети с этим диагнозом. Всего восемь человек. По закону, для каждого из них необходимо было нанять тьютеров, но 1 «Д» только два тьютера. По мнению родителей, специалистов недостаточно, но в школе только пожали плечами: «Хорошо, что хоть столько дали». По закону, для этого класса необходимо создать особые условия: тьютеры для каждого ученика; педагог-психолог, в задачи которого входит работа по формированию продуктивного взаимодействия и развитию коммуникативных навыков, помощь детям в адаптации к школе; учитель-логопед; не разработаны индивидуальные адаптированные образовательные программы; не отремонтирована комната сенсорной разгрузки; горячее питание и возможность проводить время в «продленке». Вот только на деле обеспечивать всех учеников тьютерами не спешили. Сообщили, что тьютеры положены только тем, кого необходимо включить в среду общеобразовательной школы, разработать и помогать в реализации этого адаптационного маршрута. А их дети вполне могут и сами, при помощи педагога, организовать в школе свое рабочее место, найти свою парту в классе, носить учебники или необходимые для учебного процесса гаджеты. Не могут тьютеры помочь и в организации навигации для особых учеников в 71-й школе – заниматься установкой навигационными табличками, пандусами, табличками-текстами, карточками-пиктограммами может только администрация школы. Особая боль родителей – это отсутствие сенсорной комнаты. Это помещение должно быть как комната отдыха: по сути, это специально организованной пространство, которое может воздействовать на органы чувств человека – слух, осязание, зрение, обоняние. Для безопасности детей в нем не должно быть острых углов, твердых, травмирующих, поверхностей; все размещенное там оборудование должно быть создано именно для того, чтобы стимулировать эти ощущения.
Руководство школы пообещало родителям детей с РАС, что в осенние каникулы в отведенном для сенсорной комнаты помещения будет сделан ремонт, но когда каникул закончились, вожделенная комната в школе №71 так и не появилась – вместо этого учебный класс 1 «Д» был превращен в склад. На возмущение родителей, которые готовы были провести ремонт сами, да еще сумели найти спонсора, который в рамках безвозмездной помощи выдел необходимый для ремонта инструментарий, администрация школы ответила собранием, на котором присутствовал глава управления образования Казани Ирек Ризванов. Выслушав родителей и директора школы, Ризванов поставил перед администрацией жесткие сроки – до Нового года организовать по максимуму условия для обучения детей с РАС.
Таким образом, вопрос в социализации детей с РАС зависит от финансирования нашей системы образования, ведь кроме создания сенсорной комнаты и поиска финансов для ее установки, необходимо и подготовить учителей и специалистов ресурсной зоны. Обойтись без таких профессионалов очень сложно – ведь он составляют отдельные специальные программы и адаптируют учебный материал под способности конкретного ребенка.
Источник sm