Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Одной из экономических новостей недели, обсуждаемой в российских СМИ, стало существенное истощение российских резервов из состава Резервного фонда (РзФ) и Фонда национального благосостояния (ФНБ) к 1 сентября. Информация, опубликованная на официальном сайте министерства финансов России, говорит о том, что государство весьма активно использовало «кубышку» в августе текущего года. О том, насколько активно, говорят цифры.
Так, за последний летний месяц Резервный фонд России потерял около 470 млрд рублей. На 1 сентября в РзФ оставалось около 2,1 трлн в рублёвом эквиваленте, что соответствует примерно 32,2 млрд долларов США. В процентном отношении к ВВП это составляет 2,7%. Если отталкиваться от этих значений, то суммарные накопления Резервного фонда Российской Федерации вернулись к показателям мая 2012 года.
О Фонде национального благосостояния. Здесь август также отмечен, если можно так выразиться, рублёвыми изъятиями из фонда – около 123 миллиардов рублей. На 1 сентября в ФНБ остаётся около 4,7 трлн рублей (72,71 млрд долларов). Это составляет ровно 6% от российского ВВП.
Если «изъятия» суммировать, то за последний летний месяц два фонда стали «худее» почти на 600 млрд рублей, что вызвало с одной стороны панические настроения у определённой части общественности, включая специалистов, с другой стороны – некое злорадство со стороны ультралиберальной части населения. Заявлений из серии «Всё пропало, гипс снимают…» стало на порядок больше, и, казалось, пора рвать на голове волосы (если есть), одновременно с этим прикидывая, действительно ли к 2017 году российские резервы полностью иссякнут, если большинство анонсированных властям программ продолжат выполняться на прежнем уровне.
Отдельные представители федеральных властей принялись выдвигать идеи относительно того, «как жить дальше», и как сократить бюджетные расходы. Глава Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко внесла предложение, касающееся необходимости изменений в работу Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). По словам Матвиенко, государство тратит слишком много средств на оказание бесплатной медицинской помощи тем россиянам, которые не являются работающими. Спикер Совфеда заявила, что безработных граждан необходимо обязать делать взносы в ФОМС для получения бесплатной медицинской помощи.
Находясь с визитом в Китае, Матвиенко заявила (цитата «Интерфакс»):
Сегодня бюджеты регионов РФ за обязательное медицинское страхование делают взносы за неработающее население. Это взносы за пенсионеров, детей, за инвалидов, но в то же время бюджеты платят и за ту часть неработающего населения, которая находится в трудоспособном возрасте, прекрасно себя чувствует, естественно, где-то работает, но при этом не считает необходимым вносить взносы в систему обязательного медицинского страхования, чтобы получать медицинские услуги. Это неправильно. Нужно выявить таких граждан и обязать их вносить ежемесячные платежи в том объёме, в котором бюджеты субъектов Федерации оплачивают за них медицинскую помощь. Это их право: хочешь — работай, хочешь — не работай. Но тот небольшой взнос, который платят за тебя, надо законодательно закрепить, чтобы гражданин, не желая работать, все-таки эту сумму заработал и внес на свое бесплатное медицинское страхование.
Сложно не согласиться с тем, что в нашей стране хватает лиц, которые официально нигде не работают, но при этом имеют, так сказать, «левый доход», что позволяет гражданам и не регистрирующих их работодателям уходить от уплаты налогов. Отдельная категория таких граждан не отказывает себе в возможности качать права, заявляя, что «государство им должно»: должно оказывать, например, бесплатную медпомощь.
Но дело в том, что это только часть сложнейшего вопроса. Ключевая фраза в предложении госпожи Матвиенко: «нужно выявить таких граждан». Ну, так кто мешает? Выявляйте уже. Причём таких граждан государству было бы выявить не так сложно, если бы работодателей, покрывающих «неофициальных» тружеников и практикующих единственно возможную зарплату – «в конвертах», наказывали бы реально – существенными штрафами или лишением, скажем, «лицензии» на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. Пока на нарушения закрывают глаза или смотрят сквозь пальцы. Ведь это ж самим работать придётся…
А если копнуть глубже, то часто ли виноват сам гражданин, которому работодатель предлагает рабочее место без официального оформления по правилам ТК РФ? Как показывает практика, в большинстве случаев именно работодателю выгодно, чтобы у него трудились «серые» сотрудники, которых нет ни в одном из отчётных списков. И в этой связи вопрос: насколько вообще цивилизованно наказывать человека за то, что он сам не имеет возможности работать «по-белому», так как ему это не позволено работодателем? Искать другого работодателя? А велик ли их выбор, особенно если речь о провинции…
Другой вопрос: станут ли государственные органы дифференцированно подходить к неработающим россиянам, если инициативе Матвиенко будет дан зелёный свет? Не получится ли так, что под категорию тех, кому самим будет нужно платить в ФОМС, попадут и те люди, которые потеряли работу и в силу складывающихся обстоятельств действительно не могут её найти в течение определённого времени? Если так, то, выражаясь футбольным языком, это и красная карточка, и пенальти одновременно.
Человек потерял работу и, возможно, действительно прилагает все усилия, чтобы её найти в трудный для себя жизненный период, а «заботливое государство» с такого человека вместо предоставления подходящего рабочего места норовит ещё и содрать определённую сумму в Фонд обязательного медстрахования. Как-то не стыкуется это с понятием соцзащиты, да и не стыкуется с гуманностью…
В общем, без дифференцированного подхода к безработным и учёта индивидуальных составляющих каждого из них инициатива третьего лица в иерархической структуре РФ выглядит очень шероховато. А если ещё и учитывать индивидуальные особенности каждого, то придётся расплодить дополнительную армию чиновников, на содержание которых из бюджета уйдёт в разы больше средств, нежели на взносы в ФОМС.
Однако от инициативы Валентины Матвиенко, которую (инициативу), кстати, раскритиковал председатель правительства Дмитрий Медведев, стоит всё-таки вернуться к резервам РФ.
Говоря о том, что резервы «истощены», всё же нельзя забывать о том, что у России есть не только РзФ и ФНБ, но и международные золотовалютные резервы Центробанка. И эти резервы на 1 сентября 2016 года составляют около 394,3 млрд долларов США. В переводе на рубли это больше 25,2 трлн рублей – ни много ни мало почти треть годового бюджета страны (номинальная оценка). Любая страна того же ЕС ЗВР РФ вполне может позавидовать. То есть у государства деньги есть, но… Важная деталь – на что будут (если будут) расходоваться эти средства, учитывая то, что это уже стратегически важные резервы России. Многие экономические специалисты (нелиберального толка) предлагают поменьше акцентировать средства на валюте и активнее переводить их в рубли для инвестирования в реальный сектор. Для либеральных и окололиберальных экономических «гуру» уход от доллара – нож по сердцу (или по иным местам…). И потому из их стана звучат «новые» идеи о том, как решать проблемы с дефицитом бюджета — как обычно, не за счёт продуктивных решений в реальном секторе, а за счёт пухлой чиновничьей руки в кармане населения страны…
Источник Военное обозрение