Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
30 сентября вступит в силу Закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части провоза багажа», предполагающий, что авиакомпании, продающие невозвратные билеты, смогут значительно удешевить перевозки для пассажиров, летящих только с ручной кладью.
Эту новацию комментирует наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое признано крупнейшим среди региональных юридических фирм по версии авторитетного портала Право.ру.
– Практика реализации невозвратных билетов давно используется многими зарубежными авиакомпаниями, – говорит Роман Савичев, – но в условиях России эта новация еще не очень укоренилась, отчасти потому, что сами перевозчики не могут извлечь особую выгоду от продажи таких билетов. Исключение, может быть, составляет лоукостер «Победа». Закон, о котором мы сегодня ведем речь, вносит в Воздушный кодекс одну принципиальную поправку (есть и ряд других), позволяющую авиакомпаниям, продающим невозвратные билеты, «не предусматривать бесплатный багаж». А вот это уже реальный механизм, удешевляющий перевозки, по некоторым оценкам, на 20 процентов. Предполагается, что многие граждане, особенно командировочные, на внутренних линиях путешествуют налегке с ручной кладью и фактически платят «за того дядю», который везет увесистые чемоданы. Понятно, что грузоперевозки стоят денег, и логика авиакомпаний, пролоббировавших, как я думаю, этот закон, простая: мы вам (пассажирам) – дешевые билеты по «голому» тарифу, а вы, будьте добры, ограничьтесь ручной кладью, а за чемоданы платите отдельно.
Если пассажир отказывается платить за багаж, то перевозчик в соответствии с принятым законом имеет полное право расторгнуть с ним договор и не пустить на борт самолета. Еще раз подчеркиваю, это новшество касается лишь авиакомпаний, продающих относительно дешевые невозвратные билеты, деньги за которые в случае отказа от перелета можно получить назад (да и то не полностью) лишь в исключительных случаях, например, в связи с болезнью или смертью пассажира. Для возвратных авиа-билетов новые поправки в Воздушный кодекс РФ сохраняют за гражданами право брать как минимум 10-килограммовый багаж плюс ручную кладь.
По поводу веса ручной клади каких-то особых требований у перевозчиков пока нет – сегодня это 5-10 кг, при условии что ее габариты помещаются в багажном отсеке в салоне самолета. Однако авиакомпании, осуществляющие перевозки по невозвратным билетам, могут ограничить ручную кладь пассажиров «джентльменским набором», куда входят персональный компьютер, телефон, фотоаппарат, документы, верхняя одежда, портфель или дамская сумочка. Для инвалидов это костыли и кресло-каталка.
В соответствии с законом перевозчик должен информировать пассажиров, покупающих билеты, об условиях провоза багажа и ручной клади. Вопрос о том, сколько будет стоить килограмм багажа по невозвратному билету, видимо, каждая компания будет решать, исходя из своих аппетитов. Например, в Европе лоукостеры, которые не дают пассажирам права бесплатного провоза багажа, берут за чемодан весом 20-23 кг около 50 евро.
В сфере авиаперевозок есть еще одна новость, значение которой трудно переоценить: в конце августа Россия стала полноправным участником Монреальской конвенции, соответствующий закон подписал президент Владимир Путин. Документ этот значительно расширяет права пассажиров и усиливает ответственность авиакомпаний, выполняющих международные рейсы. Думаю, что серьезно увеличенные выплаты, например, за задержки рейсов, в первую очередь больно ударят по чартерным перевозчикам, которые летают у нас как бог на душу положит. Наверное, многие россияне, отдыхавшие за границей, имеют печальный опыт пользования их услугами. Редкий рейс чартера обходится без нарушения, опаздывая порой на несколько часов.
Размер компенсаций по Монреальской конвенции, которую, кстати, уже подписали 130 стран, определяется с помощью платежного средства Международного валютного фонда – специальных прав заимствования (SDR). Курс SDR сейчас составляет около 84 рублей. Авиаперевозчик обязан возместить ущерб пассажиру независимо от своей вины.
Давайте посмотрим, как отличаются выплаты, применяемые сегодня в России, от Монреальской конвенции. Это небо и земля. По конвенции лимит ответственности за жизнь и здоровье пассажира – 100 тысяч SDR (8,4 млн рублей), а в Воздушном кодексе РФ выплата не превышает 2 млн рублей. Максимальный размер компенсации за задержку вылета определен конвенцией в 4694 SDR (это около 400 тысяч рублей), а по российскому закону – 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час задержки, то есть примерно 2 тысячи рублей. За потерю, повреждение или задержку багажа по нормам конвенции максимум компенсации составляет 1131 SDR (примерно 95 тысяч рублей). А по нашим законам – и многие наверняка сталкивались с такой ситуацией – выплата за утрату багажа составляет всего 600 рублей за килограмм.
Безусловно, присоединение к Монреальской конвенции повысит конкурентоспособность российских авиакомпаний, а недовольный пассажир, что немаловажно, сможет предъявлять иск по месту своего проживания.
Источник СП