Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
  • Главная
  • Новости
  • Неудобства решаемы. Как российские студенты будут учиться за рубежом в условиях санкций?

Неудобства решаемы. Как российские студенты будут учиться за рубежом в условиях санкций?

Поделись

Расскажите о новости своим друзьям

Международная межуниверситетская платформа Coursera выпроводила наши вузы и закрыла для россиян доступ к платным курсам. Экзамен IELTS для учебы за рубежом в России уже не сдать… Информация о том, что в городе прошла традиционная выставка зарубежного образования, скажем мягко, удивила. Поговорили с Ириной СЛЕДЬЕВОЙ, экспертом в сфере организации образования за рубежом — о приемах, отчислениях, стипендиях и буллинге.

— Ирина, зарубежные университеты уверяют, что никого не отчислят. Но где гарантия, что образовательные связи не разорвутся, как уже рвутся культурные?

Статья по теме:
На нет и суда есть. Санкции поставили перед судостроителями новые задачи

— Только что я получила письма от вузов Кипра, Великобритании, Канады, Швейцарии, Испании, Италии: русских студентов ждут, продолжают давать стипендии.

Вузы бывают двух типов, от этого тоже многое зависит. В частных университетах решения принимает фонд вуза, и почти на 100 % это решение — быть не предвзятым ко всем студентам, в том числе из России и Белоруссии.

Из государственных университетов наши студенты обычно поступали в вузы Германии, Австралии и Голландии. Государственные университеты и колледжи во многих странах — дотационные. Они получают деньги от государства, подчиняются министерствам образования своих стран и зависят от решений своих правительств. От таких университетов в принципе можно ждать колебаний и даже приостановки приема документов. Например, временная приостановка работы с российским рынком наблюдается со стороны нескольких голландских вузов — но официальные структуры Нидерландов нам прислали опровержение каких‑либо ограничений на прием студентов из России и Белоруссии.

Канада прислала нам сообщение, что увеличивает количество мест для студентов из разных стран. В Великобритании, кстати, государственные вузы несколько лет назад практически перестали финансироваться государством и должны зарабатывать сами — вряд ли все они резко и надолго закроют места для российских и белорусских студентов.

Италия впервые с начала пандемии упростила получение визы. Открылись Япония и Китай, которые в пандемию были одними из самых жестких по визам и въезду.

У нас было два тревожных «звоночка» — но ими и ограничилось: Чехия и Бельгия сказали, что приостанавливают выдачу студенческих виз. Но мы работаем с 52 странами.

Сейчас мы советуем: если студента зачислили в государственный вуз Голландии, надо для подстраховки зачислиться параллельно, например, в вуз Ирландии — ее университеты никогда с российского рынка не уходили. Швейцарские вузы собираются держать нейтралитет…

— Несмотря на то что Швейцария впервые за 200 с лишним лет отказалась от нейтралитета и ввела санкции?

— Да. Большая часть школ и университетов мира будут принимать на обучение людей вне зависимости от страны, от национальности. Это же декларируется как миссия: многонациональность, межкультурное понимание…

Образование — сфера, которая одной из последних будет выстраивать какие‑то границы. Я в этой сфере больше 25 лет, видела отливы-приливы, «мы работаем на русском рынке», «мы не работаем…». Образование будет нужно всегда. Главное — спокойно ждать и иметь ­какие‑то альтернативные варианты.

Например, экзамены IELTS и TOEFL перестали принимать на российском рынке. Но, во‑первых, можно записаться на них в Белоруссии, в Казахстане или другой соседней стране. Во-вторых, некоторые школы и вузы или готовы принимать результат теста Duolingo, или имеют свой онлайн-тест.

— Сейчас ощущение, что никуда не улететь, в том числе на учебу.

— К счастью, до основного начала академического года, сентября, еще далеко. А вообще в этом плане нашу сферу научили адаптироваться два года пандемии. Приходилось сильно перестраивать работу со студентами и семьями, в том числе отслеживать рейсы и их меняющиеся расписания. Теперь некоторые из этих навыков нам снова пригождаются. Просто отслеживать новости надо не раз в неделю, а уже раз в день. Мониторить, в том числе, обстановку: может, когда наше с вами интервью ­выйдет, еще что‑то изменится.

Неудобства — да, будут. Но все решаемы. Долететь можно — пока — куда угодно: например, сербскими авиалиниями, турецкими, арабскими. Можно добраться поездом до Калининграда или на «Аллегро» до Хельсинки и лететь оттуда. Да, сейчас важным фактором, влияющим на выбор школы или вуза за границей, становится транспортная доступность. Перелеты на длинные дистанции пока довольно непредсказуемы, но все верят, что к осени это будет решено.

— Отчислять российских студентов и не придется: из‑за валютного курса сами «не потянут» учебу и жизнь за границей.

— Сложность не только в подорожании. Обычно если семья настроилась на обучение за рубежом, «на проект», она все же старается его выполнить — просто выбирает не дорогую Великобританию, а, допустим, Испанию, где тоже много хороших вузов. Китай вообще остается самым доступным вариантом, и с Китаем коридоры будут расширяться.

Сейчас сложность техническая: например, переводы оплаты. Есть ограничения по суммам, некоторые банки — под санкциями, российские «виза» и «мастеркард» не действуют в других странах и так далее. Но, что интересно, многие учебные заведения пишут: можно оплатить 10 %, мы подождем. Некоторые вузы и школы готовы на рассрочку, хотя раньше требования были оплатить до мая-июня семестр или целый год.

— Многие ли передумали учиться за рубежом?

— Родители в основном опасаются буллинга. Он возможен всегда и где угодно — со стороны не преподавателей, а других студентов, это вещь «человеческая». Надо трезво оценивать ситуацию: люди, настроенные положительно или нейтрально, спокойны и незаметны, а негатив виден, потому что он «кричит». Чья‑то личная позиция может выглядеть как позиция учебного заведения — а это не так. Конечно, Интернет и глобализация усиливают эффект, но надо понимать: нередко то, что кажется массовым явлением, на самом деле — один инцидент, многократно транслированный.

Все вузы и школы нам написали, что у них есть психологи, воспитатели, советники, они поддержат — как в любое другое время.

Наши партнеры, например, создали бесплатную психологическую «горячую линию» для детей, которые учатся в школах за рубежом. На трех языках: русском, украинском, английском. Надеюсь, добавят белорусский.

Многие ли передумали?.. Кто‑то, конечно, из опасений сделает паузу — примерно такой же процент не отправили своих детей учиться во время пандемии. Но этот процент обычно восполняется другими семьями, которые, наоборот, становятся более мотивированными действовать.

Для одной семьи риск — не видеться подолгу из‑за дорогих перелетов и нехватки рейсов: они могут отложить учебу, тем более что можно начать учиться в школе или вузе онлайн. Другая семья считает более рискованным делать паузу в образовании: они могут даже перенести поступление на год раньше.

Мне кажется, количество людей, уезжающих на обучение, останется примерно таким же. Мы ведь пока не вернулись к допандемийным цифрам. Тогда на разные зарубежные образовательные программы уезжали 70 тысяч человек в год со всей страны, в пандемию в разы меньше. А заявок на 2022 год было очень много.

— Можно описать такой «общий портрет» семьи, которая к вам обращается?

— Таких семей, чтобы, как в девяностые, приходили и говорили: «Устройте моего куда угодно, лишь бы за границу, деньги не проблема», — практически не осталось. Сейчас приходят те, кто хорошо зарабатывает, потому что умеют думать.

Портрет примерно такой: человек образованный, не просто умный, а очень умный; вторая половинка — такая же. Интересные, целеустремленные. Хотят, чтобы ребенок зарабатывал сам, даже если семья с достатком. Чтобы девочка зарабатывала, а не думала, что удачное замужество — единственный вариант. Мы ведь и называем все это «проектом». Инвестиция денег и нескольких лет жизни в учебу — это не самоцель. Надо идти от конечной цели: где я хочу жить, кем хочу работать, сколько зарабатывать. И от нее выстраивать в обратном порядке шаги, тактику, хронологию получения образования.

Кстати, в большинстве случаев инициатива поступать в иностранный вуз — самих детей. Сейчас дети очень умные. В этом году девочка поступила в магистратуру Berklee College of Music в Бостоне, один из топовых музыкальных вузов мира. На вокал. Был очень большой конкурс, поступить трудно. И прекрасно учится. Кстати, ей в первые же часы администрация вуза написала: если нужна помощь, приходи.

Несколько лет назад молодой человек поступал на менеджмент в Бостонский университет — пригодилось, что танцевал русские народные танцы, а университету тогда нужен был солист в танцевальный ансамбль, дали стипендию.

Девочка, которую мы знали лет с 12, поступила на IT в Университет Браун, это Лига плюща. Отучилась, сейчас она инженер по программному обеспечению в Нью-Йорке.

За 27 лет работы накопилось много прекрасных историй, как проект «Образование за границей» приводил клиентов к отличной карьере. В российских вузах традиционно сильны математика, физика, IT, но по другим направлениям наши университеты обычно стоят не очень высоко в мировых рейтингах. Основной мотивацией семей всегда было — получить свободу выбора. Получить образование и навыки, которые можно применить в любой точке мира, включая Россию.

— Те, кто возвращается в Россию, объясняют, почему?

— Рынок за границей — очень конкурентный. Есть специальности, где выпускников быстро разбирают прямо после вуза: IT, медицина, сфера гостеприимства, естественные науки. Но в других сферах гораздо сложнее: юриспруденция, факультеты бизнеса, искусства и так далее. Чтобы получить хорошую работу, нужно много сделать. Разослать сотню резюме, пройти десяток собеседований — это обычное дело. Не все на это настроены.

К тому же могут быть культурные расхождения — не только с азиатским миром, но и с европейским. Например, традиционная «слабая сторона» наших студентов — неумение себя презентовать, неумение «стать лидером». Это не потому, что нет лидерских качеств — тут именно разница культур, менталитетов. В нашей культуре считается, что лидера выбирает группа, а самому предлагать себя — нескромно. В Британии или США как раз первое качество лидера — способность предложить себя, заявить о себе, чтобы группа тебя выбрала. Кто‑то возвращается, потому что дома ему комфортнее, душевнее.

— Вы сказали «слабая сторона». А что говорят в зарубежных университетах о сильных сторонах российских студентов?

— Русские часто входят в 10 % лучших учеников и студентов зарубежных учебных заведений. Занимаются инновациями и исследованиями. Основное, что говорят, — что студенты прекрасные. Как правило, трудолюбивые, целеустремленные, хорошо работают в команде. Легко социализируются и адаптируются. Не все принимают, но хорошо находят точки соприкосновения, поэтому нормально налаживают общение. На них можно положиться.

#учеба #студенты #зарубеж #заграницей #граница #трудности #проблема #образование #иностранец 

Источник Санкт-Петербургские ведомости

Следите за главными новостями на нашей странице в Вконтакте, в Facebook и OK.

Присоединяйтесь к нам сейчас

Вернуться к разделу

Подпишитесь, чтобы быть вместе!