Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Наталья Крель: «Не заниматься проблемами инвалидов – значит не думать о своём завтрашнем дне»
27 и 28 августа в Ижевске обсуждали проблемы социокультурной реабилитации и социализации инвалидов
27 августа на площадке Зоопарка Удмуртии состоялся круглый стол «Актуальные проблемы подготовки работников культуры к работе по социальной адаптации людей с инвалидностью», на котором обсуждались вопросы социокультурной реабилитации инвалидов и готовности соответствующих специалистов к такой работе. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) хотят не просто выходить из дома, они также нуждаются в образовании, в творческой и профессиональной самореализации. Они также хотят заниматься тем, что им действительно нравится и к чему у них есть способности. Готово ли общество предоставить им такие возможности? Пожалуй, цифры говорят сами за себя: в Ижевске проживает около 1900 детей-инвалидов, а в музыкальную школу в новом учебном году пойдут только два ребёнка.
Равные права
Проблема не только в том, что люди с ограниченными возможностями здоровья не могут попасть в то или иное учреждение культуры или образования. В общественном сознании появилось понятие доступной среды, и городские пространства становятся более приспособленными для людей с инвалидностью. Кроме того, сами инвалиды участвуют в оценке их качества. Но, как отметила руководитель общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель на пресс-конференции после круглого стола, доступная среда – это не только физические барьеры – пандусы и тактильная плитка. Доступная среда – это отношение к инвалидам со стороны общества.
– Проголосовав за новую редакцию Конституции, мы проголосовали и за ту поправку, которая внесена в отношении людей с инвалидностью. Сегодня соблюдение их прав наравне с правами других людей – это конституционная обязанность, – отметила Наталья Крель. – А что значит наравне с другими? Это значит, что инвалид может не только прийти в библиотеку и взять любую книгу, но и стать библиотекарем. Он может стать певцом, танцором, если он этого хочет и у него для этого есть талант. Он может наравне с другими принять участие в творческом конкурсе и доказать, что он превосходный музыкант. Проблема сегодня в том, что для этого инвалиду нужно пройти огромный путь.
Для начала он должен постараться попасть в школу искусств, а организации дополнительного образования ещё не готовы принимать детей с особенностями развития. Такая же история с колледжами и высшими учебными заведениями. Наконец, человек с инвалидностью должен иметь право на объективный профессиональный отбор со стороны работодателя. Плюс ко всему театр или консерватория – где бы ни захотел реализоваться человек с ограниченными возможностями здоровья – должны быть готовы к приёму инвалидов не только со стороны вешалки, но и со стороны гримёрок.
Экспериментальная площадка
– Нам было важно узнать, как вопросы социокультурной реабилитации инвалидов будут восприняты профессиональным сообществом, причём по-настоящему мы могли это понять только в процессе открытого разговора. Судя по всему, профессиональное сообщество (Удмуртской Республики. – Прим. ред.) заинтересовано в такой работе, – сказала Наталья Крель, подводя первые итоги круглого стола.
Удмуртия может стать экспериментальной площадкой для запуска регионального проекта подготовки специалистов всех уровней, которые так или иначе соприкасаются с понятием социокультурная реабилитация инвалидов, при этом о получении новой квалификации речи не идёт.
– Мы должны научить специалистов общаться с людьми с инвалидностью и уметь давать им начальные профессиональные знания, – рассказала Наталья Крель.
На сегодня педагоги и работники культуры не готовы работать с инвалидами, потому что у них есть страх. Поэтому образовательный курс, который пройдут специалисты, предполагает, прежде всего, психологическую подготовку, а затем обучение конкретным методикам.
– Самый главный барьер, препятствующий социокультурной реабилитации людей с инвалидностью, не образовательный, а именно психологический, – уверена Наталья Крель. – Инвалидность – это страшно. Страшно, потому что мир вокруг не приспособлен, потому что человек не знает, какие последствия она повлечёт за собой. Люди предпочитают не думать и не замечать того, что их пугает. Чтобы преодолеть этот страх, мы должны, с одной стороны, подготовить для инвалидов жизненное пространство, а с другой, нацелиться на взаимодействие с ними.
Сегодня родители особенного ребёнка могут выбрать обычную, а не коррекционную школу, и педагоги должны заниматься с ним так же, как и со всеми остальными детьми. То же с институтом. Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбирать, но в самом обществе далеко не все к этому готовы.
– Речь идёт не о жалости, а о равных возможностях. Только тогда нам всем не страшно будет жить. Мы должны понимать, что количество инвалидов каждый год растёт. Недавно были опубликованы официальные данные о росте уровня инвалидизации населения, причём в первую очередь за счёт детской инвалидности, а дети чаще всего становятся инвалидами вследствие психических заболеваний. Это факт. Поэтому не заниматься проблемами инвалидов, не думать об этом – значит, не думать о своём собственном завтрашнем дне, – уверена Наталья Крель.
Программа = система
Итогом круглого стола, в котором участвовали специалисты Минсоцполитики, Минкультуры и Минобрнауки, сотрудники учреждений культуры и дополнительного образования, представители общественных организаций инвалидов, стало решение о создании рабочей группы по разработке межведомственной программы подготовки специалистов социокультурной реабилитации инвалидов. Программный подход поможет объединить и сконцентрировать в одном направлении усилия заинтересованных министерств, чтобы работа по подготовке специалистов социокультурной реабилитации носила системный характер. Это не только обучение сотрудников учреждений, подведомственных Минсоцполитики, Минкультуры и Минобрнауки, но и возможность получения ими дополнительных знаний, взаимодействие с родительским сообществом, отбор самых талантливых детишек, которые первыми пойдут сначала в школы искусств, а затем и в колледжи. Разработка программы позволит обеспечить бюджетными деньгами реализацию всех этих мероприятий.
Руководитель общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель отметила, что сегодня в Удмуртии проводится достаточно серьёзная работа с инвалидами. Своеобразным катализатором этого движения стали Вторые Международные Парадельфийские игры, прошедшие в Ижевске в 2018 году.
– За два года в республике стартовали и начали развиваться множество социальных проектов, предназначенных именно для людей с инвалидностью. Во-вторых, в Удмуртии просто появилось огромное количество людей с инвалидностью, которые уже не сидят в четырех стенах, а участвуют в каких-то мероприятиях, учатся, работают. Они поверили в то, что в республике их принимают и готовы и дальше это делать. Я помню первый флешмоб, проходивший здесь, в зоопарке. Тогда родители детей-инвалидов поверить не могли, что они кому-то интересны, что мероприятие будет освещаться в СМИ, а сегодня им нужны специалисты, которые занимались бы с их детьми, потому что они уже хотят, чтобы их дети ходили в музыкальные школы, учились в институтах. Это колоссальное достижение для ребят с инвалидностью и их родителей, которые поверили в то, что для них этот путь возможен, – рассказала Наталья Крель.
Для людей с ограниченными возможностями здоровья Зоопарк Удмуртии ежегодно проводит благотворительную акцию «Навстречу мечте!». В один из понедельников августа инвалиды собираются в зоопарке, общаются, участвуют в мастер-классах, выходят на сцену, чтобы показать свои таланты. Параллельно специалисты проводят для людей с ОВЗ консультации, чтобы помочь определиться с выбором профессии.
– Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья не знают, где они могут получить образование, поэтому мы стремимся к тому, чтобы человек ушёл с этого праздника с полезной информацией, которой он сможет воспользоваться в течение следующих 365 дней, – рассказала директор Зоопарка Удмуртии Светлана Малышева, презентовавшая на круглом столе книгу «Опыт социокультурной реабилитации детей с инвалидностью в условиях Зоопарка Удмуртии».
В тему
28 августа в кулинарной студии «Вилка» собрались руководители творческих мастерских Ижевска, сотрудники Минсоцполитики Удмуртии и Национального центра туризма и ремёсел, готовые объединиться и помочь молодым людям с ментальными расстройствами старше 18 лет, которые не находят себе применения в жизни. Инициатором встречи стала Ассоциация родителей детей-инвалидов Удмуртской Республики.
Как отметила Наталья Крель, также принимавшая участие в обсуждении проекта реабилитации ментальных инвалидов, это самая неохваченная категория людей с ОВЗ, с которыми работают меньше всего. Сегодня такие молодые люди, выпустившись из школы, просто деградируют, сидя в четырёх стенах: продолжать получать образование они не могут, а работы для них нет.
Идею проекта начальник отдела организации социального обслуживания Минсоцполитики Удмуртии Надежда Мохова привезла из Санкт-Петербурга. Там в рамках одной из общественных инициатив дети с ментальными нарушениями в течение всего дня находятся в мастерской и занимаются поочерёдно гончарным делом, шитьём, деревообработкой, учатся готовить, а также рисуют. Занятия проводятся как для детей из интернатов, так и для тех, кто воспитывается в семьях.
В Ижевске планируют начать заниматься с ментальными инвалидами старше 18 лет из семей. Как отметила исполнительный директор Ассоциации родителей детей-инвалидов Елена Мухаметдинова, кто-то из детей получит профессиональные навыки, а для кого-то это будет просто трудотерапия. Но главная цель проекта – помочь социализироваться и самим ментальным инвалидам, и их семьям. Для родителей таких детей параллельно будут проходить какие-то занятия. Таким образом, они получат возможность отвлечься и отдохнуть, а дети – успешнее социализироваться. Дело в том, что родители, воспитывающие детей-инвалидов, склонны чрезмерно их опекать и тем самым тормозят их развитие.
– У нас с вами две задачи: социализация самих ребят и социализация семьи. Мы должны донести до родителей, что их ребёнок может жить в обществе, – сказала Наталья Крель.
Источник Удмуртская правда