Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Самая известная серпуховичка поделилась новостями, планами и надеждами на будущее.
Риту Грачеву сегодня знает большая часть населения страны. Ею восхищаются, ей сочувствуют, с нее берут пример.
Наше с Ритой беглое знакомство произошло задолго до печальных событий, которые сделали ее известной. Но и в то время — пять-шесть лет назад — она выделялась из толпы своей красотой, искренностью и каким-то необъяснимым свойством, заставляющим людей оборачиваться вслед. Казалось, что жизнь приготовила для нее что-то необыкновенное…
А потом произошла трагедия, в которую в первые часы невозможно было поверить. Ей?! Руки?! Муж?.. Поверить пришлось, как и принять мысль, что в этом мире ангельская внешность и характер не защищают от чужих демонов, а порой еще больше бесят их.
Мы встречались с Маргаритой, спустя месяц после этих событий, и уже тогда были поражены тем, что тяжелейшие физические и моральные раны, которые нанес ей обезумевший супруг, не лишили ее той очаровательной мягкости, которая всегда так подкупала и пленяла в ней. Перебинтованная, обколотая обезболивающим, она не была сломлена — и это обращало жалость к ней в восхищение.
Наша крайняя встреча состоялась в начале марта, в преддверии женского дня. На прогулку в парк «Питомник» Маргарита приехала сама, на автомобиле. Легко припарковалась во дворе, изящно вышла из машины, улыбаясь, перепрыгнула через лужу.
«Я просто села и поехала»
- Рита, всех нас волнует в первую очередь твое здоровье…
- Что касается левой кисти, в марте планируется очередная операция, и в дальнейшем я снова еду в Питер — на реабилитацию. Это будет третья операция, не считая тех, которые делали сразу, в декабре.
- Судя по роликам, которые ты выкладываешь в соцсетях, реабилитация проходит в игровой форме?
- Нет, не только. Я просто выложила видео с игровым упражнением, потому что это забавно — играть в кегли пальцами. На самом деле, там больше медицинских моментов — физиопроцедуры, массаж руки, токотерапия…
- Врачи тебя хвалят?
- Да не то чтобы хвалят… Изменения, которых удалось достичь — это совокупность того, что делают врачи, того, что делаю я, и разных других факторов. Конечно, воля, настрой важны, как и в любом без исключения деле. В том году я очень хотела снова сесть за руль и переехать от мамы. Мечтала снова стать самостоятельной. И я это сделала. Теперь живу у себя в районе улицы Чернышевского с детьми и с котом.
- Не рано ли ты отделилась от мамы?
- Да я давно этого хотела, ждала. Был вопрос, как детей в сад возить — на двух автобусах неудобно. Поэтому мечтала вернуться за руль. Ну и еще один фактор — кот. Очень хотелось кота, но у мамы два своих, и этот был бы лишним. Он ведь очень активный. Я его так хотела, так хотела, но я не представляла, что это такое! Хотя сейчас он становится взрослей и спокойней. И все равно лазает везде. У меня потолки высокие, трехметровые, он по шторе моментально забирается на карниз. Купается в воде, любит это. Но младший ребенок у меня весь поцарапанный. Он играется, а коту не нравится.
- Как справляешься с бытом?
- В основном, справляюсь. Ну, посуду я, например, не могу мыть. Это делает посудомоечная машина…
- Насколько я помню, на суде говорили, что Дмитрий в порыве чувств обрезал ей шланг?
- Да, было такое. Обрезал или оторвал. Кажется, все-таки оторвал. Но мы ее починили. Что-то чистить — картошку, морковь — я не могу. Отварить макароны, пожарить котлеты — это пожалуйста. Когда переезжала, я как раз хотела понять, что смогу, а в чем мне нужна помощь. Мелкие пуговицы у детей не могу застегивать. Но есть специальные приспособления, которые помогают.
- И для детей это стимул быть самостоятельными…
- Да, они и сами могут, особенно старший. Но, опять же, рубашки мы не носим каждый день.
- А водить машину пришлось переучиваться?
- Нет, все так же. Мне кажется, протез даже помогает в вождении. Единственное, я теперь не могу механику водить. А на любой автомат могу сесть и поехать. Конечно, сперва было непривычно, но потом освоилась. Медицинскую комиссию проходила по-новому.
- Как твоя мама отнеслась к стремлению жить отдельно?
- С пониманием. Конечно, она волнуется за меня, как любая мама за своего ребенка и всегда будет волноваться. Но не препятствовала, конечно. Кстати, мы с мамой сейчас работаем над книгой. Это и рассказ о событиях 11 декабря, и последующих, размышление о моих взглядах на инвалидность и то, как с этим жить. Пишет в большей степени мама, потому что она профессиональный журналист, но и мои главы там есть. Конечно, я все читаю, мы обсуждаем…
- Спорите?
- Нет, не особо. Удивительно, что многие детали стерлись из памяти: что-то у меня, что-то у нее, и мы вместе восстанавливаем полную картину по кусочкам. Это тяжело но, мне кажется, это нужно сделать сейчас. Я надеюсь, что это будет полезно для людей, оказавшихся в схожей ситуации. Опять же, написать — это полдела, главное — издать. Половина уже написана.
- Какие еще опции ты хочешь освоить в ближайшее время?
- В бытовом плане надо подумать, а вот для себя — я хочу прыгнуть с парашютом, просто мечтаю! Теперь для этого лета надо ждать. Знаю, что есть фонды, которые организуют подобные прыжки для инвалидов.
- Ты не боишься высоты?
- Боюсь, как и любой человек, но в то же время люблю экстрим. Аттракционы люблю, в Питере хожу в парк аттракционов, они там страшные. Что касается бытовых навыков — я хочу научиться писать. Пока не могу. Расписываться могу, а писать не получается. Но мы, в принципе, сейчас не так часто пишем, есть гаджеты, которые я уже освоила. И конечно, очень хочу в этом году с работой что-то решить. Куда, кем пойти — пока не знаю. Тут юридический вопрос — могу ли я работать с инвалидностью первой группы, будут ли меня брать работодатели. Почти сразу после случившегося мне предлагали стать лицом нескольких фирм, но мне тогда надо было решить проблемы со здоровьем. А сейчас есть и возможность работать, и желание.
«Я предупредила, что злая Королева вряд ли получится»
- Ты ведешь активную общественную жизнь, участвуешь в благотворительных проектах… Расскажи побольше о сказке «Снежная королева», где тебе досталась главная роль.
- Да, это проект «Сказка в каждом из нас», организованный международным благотворительным фондом. Я попала туда недавно, и саму концепцию до конца пока не поняла. Но мне интересно, любопытно, и я хочу не только участвовать в съемках как героиня сказок, но и помогать организаторам. В первый раз мне предложили примерить образ Снежной Королевы, а во второй — бабочки из «Алисы в стране чудес».
- Неожиданно!
- Для меня тоже. Там есть режиссеры, которые совместно с психологами это заранее продумывают, а нам предлагают роли. Когда я в первый раз ехала на съемки, удивлялась, почему мне предварительно не дали ничего учить. Но там, как оказалось, очень интересная система: параллельно делают фото и видеосъемку, у кого-то есть слова в кадре, кому-то накладывают текст потом.
- Твоя Снежная королева получилась суровой!
- Я старалась! Когда мне сказали какую роль надо сыграть, я предупредила, что часто улыбаюсь, и злая королева из меня вряд ли получится. Но меня убедили попробовать. Видимо, это психологический прием. А плюс этой сказки еще и в том, что в конце моя героиня стала доброй.
- Ты, наверное, была самой известной персоной в проекте?
- Ну как… Я же не могу так про себя говорить. Просто СМИ много внимания мне уделяют, вот и все. В сказках участвуют не только люди с инвалидностью, но и обычные, здоровые. Атмосфера очень дружественная, все помогают друг другу. Ой, они все такие молодцы! У меня и старший сын поучаствовал в эпизодической роли — я его брала с собой на съемку.
«Думаю о том, что будет, когда он выйдет…»
- Журналисты по-прежнему тебя осаждают?
- Сейчас не так масштабно, как было, но внимание еще есть. Иногда я говорю, что не встречаюсь в данный период — тут нет никакой игры, я просто не успеваю. Я переехала, у меня дети, кружки, обычные будни — этого же никто не отменял. Старший уже ходит на занятия по подготовке к школе, на английский. Ему нравится, у него получается.
- Какая ты мама?
- Пожалуй, строгая. Я придерживаюсь мнения, что ребенка надо подготовить к жизни, а не создавать для него искусственные тепличные условия. Для него же самого это полезней. Упал — надо встать, отряхнуться и идти дальше. У меня дети, например, сами засыпают и не просят с ними полежать, не капризничают. И это не потому, что у меня проблемы со здоровьем, я всегда их так старалась воспитывать.
- Тебя уже спрашивали, но в этом вопросе нет ничего постоянного. Какие планы на личную жизнь?
- В ближайшее время никаких. Я не ставлю крест на личной жизни, я надеюсь, что в будущем все устроится. Но у меня нет идеи-фикс — срочно найти мужчину и создать семью. Сейчас столько других забот, что о личном просто нет времени подумать.
- А мужчину как защитника ты рассматриваешь?
- Это да. Мысли такие есть. Я думаю о том, что будет, когда он выйдет из тюрьмы. И я боюсь за свою жизнь. Но пока есть отсрочка, и я могу заниматься другими делами.
- Ты любишь весну?
- Не очень. Но еще меньше люблю зиму. Я мерзлячка, и вечно мерзну. Больше всего я люблю лето, тепло, солнце.
- Летом собираетесь куда-нибудь поехать отдохнуть?
- Честно, пока еще не знаю. Нет никакого постоянства в жизни. Вчера у ребенка был утренник, завтра в Москву на сказку. Через несколько дней опять на мастер-класс в столицу, меня пригласили. Еще протез периодически ломается, поэтому я уезжаю, приезжаю, и не могу сказать, что буду делать на следующей неделе, не то что летом.
- Ты сказала, что протезы часто ломаются? Сколько у тебя их?
- Сейчас два, причем сломался более простой и надежный. В нем один хват, он проще и крепче. Но, тем не менее, что-то там сломалось. Уже месяц прошел, как я его отправила на ремонт, пока не вернули.
- Чинят по гарантии или надо платить?
- Надеемся, что по гарантии, для этого протеза это первая поломка. Бывает — негарантийный случай. Бебионик второй раз сломался, когда я натягивала джинсы, зацепилась пальцем — и он вышел из строя. Пришлось платить 135 тысяч за ремонт, и он опять барахлит, дальше не знаю, как буду ремонтировать. Таких сумм уже нет.
- Получаешь пособие по инвалидности?
- Да, у меня первая группа, это что-то порядка 15 тысяч. Точную сумму назвать не могу, там за каждого из детей еще включено около 1200 в месяц…
- А те деньги, которые суд обязал Дмитрия выплатить тебе в качестве компенсации морального вреда, начали поступать?
- Пока никаких поступлений не было. Я так понимаю, они начнутся, когда его переведут в тюрьму из СИЗО, но точно не знаю. Наверное, на данный момент его уже перевели, но в начале января, когда была апелляция, он еще был в следственном изоляторе, но не в Серпухове, а в другом.
- Тебе же сообщат, где он будет отбывать наказание?
- Да, я бы хотела это знать. Но не уверена, что мне сообщат.
- Писем больше не приходило?
- Нет, ничего. Правда, друзья сообщили мне, что на его странице в соцсети была замечена активность — он выложил несколько песен, в том числе «Я не забуду тебя никогда» Кузьмина, люди стали активно комментировать, но потом появились отзывы его мамы, что это сделала она. Потом все удалили. Но сама я этого не видела.
- В суде твои интересы представляли сильные адвокаты — Мари Давтян и Оксана Русьян. Вы общаетесь сейчас?
- Да, с адвокатами мы на связи, и с Мари, и с Оксаной — она из Питера, и когда я приезжаю туда, мы находим время для встречи. Мы общаемся еще и в связи с делом участкового, которое, я надеюсь, в скором времени передадут в суд…
- Какого именно участкового ты имеешь в виду? В суд по Грачеву вызывали как минимум троих…
- Грузнова, к которому я обращалась. Хотя на суде было сложно понять, кто именно несет ответственность — настолько противоречивыми были их показания, так они стремились друг на друга переложить ответственность.
- Ты в Серпухове посещаешь массовые мероприятия? Люди узнают?
- В Серпухове выхожу в свет нечасто. В феврале меня пригласили в Гортеатр на столетие газеты, в которой я работала. Но внимания хватает. На днях в гипермаркете покупала салат, и одна женщина обратилась со словами: «Это ты!» — и заплакала. Вообще, люди сейчас деликатно себя ведут, никто не кричит, не кидается. Если говорят что-то, то только хорошее, ни о чем не расспрашивают, за что я им особенно благодарна. Раньше бывало по-разному. Год назад в такси водитель с интересом спрашивал: «Что ты чувствовала, когда рубили руки? Сильно больно? А много крови было?». Бывает и такое.
Но в целом я очень благодарна всем за помощь, добрые пожелания в мой адрес и поддержку!
Источник ОКА