Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Карточки Домана: самый подробный обзор

Поделись

Расскажите о новости своим друзьям

Существует несколько видов карточек Домана. В этой статье мы рассмотрим три самых популярных вида карточек: «бит интеллекта», карточки для обучения чтению и счету. Вас ждет самое подробное описание работы с ними. Статья получилась длинней, чем я планировала. Если вы не хотите читать описание всех видов карточек, воспользуйтесь содержанием статьи.

Описание карточек Домана

Оптимальный возраст для начала занятий — 1 год. По мнению Гленна Домана, в первые шесть лет жизни ребенок как губка впитывает все знания в огромных объемах, что не под силу ни одному школьнику. И именно в первые годы жизни из ребенка можно сделать гения. Доман считает, что обучить чтению и счету годовалого ребенка куда проще, чем школьника. И вот, как он предлагает это делать.

На время занятий нужно выключить телевизор и радио, убрать все игрушки. Ничто не должно отвлекать от процесса обучения. В день может быть несколько кратковременных занятий. После каждого занятия ребенка обязательно нужно похвалить, обнять, приласкать, сказать, как вы его любите.

Каждая карточка показывается по одной секунде, чтобы ребенок не заскучал и не потерял концентрацию внимания. За первые занятия нужно показать около 10 карточек. Со временем количество карточек нужно увеличивать. За время занятия ребенок не должен устать. Если ему надоело раньше, чем вы успели показать все карточки, значит, количество карточек нужно уменьшить. По методике Домана каждая мама должна интуитивно чувствовать, какое количество карточек нужно показать ребенку за одно занятие. Заканчивать занятие нужно чуть раньше, чем ребенок сам этого захочет.

Есть мнение, что для успешного усвоения методики, нужен контроль со стороны мамы, т. е. к началу обучения малыш уже должен говорить. Это не так. Доман против всяких тестирований, об этом он много раз упоминал в своей книге. Тестирование создает некое напряжение, дети не любят когда их проверяют. Если ребенок захочет показать вам свои знания, он это сделает.

А теперь подробней разберем каждый вид карточек.

«Бит интеллекта»

Это карточки с рисунком, которые содержат один бит информации, т. е. Каждая карточка должна содержать только один факт. При этом рисунок на карточке должен быть четким и недвусмысленным. К примеру, нельзя изобразить слово «холодный». Рисунок льда с подписью «холодный» только запутает ребенка. К карточкам предъявляется еще ряд требований:

  • белый фон, т. е. не должно быть никаких пейзажей и узоров
  • на картинке должен быть только один объект
  • У объекта должно быть название
  • изображение должно быть реалистичным
  • карточка должна быть большой (28*28 см) и чистой
  • объект, изображенный на карточке должен быть незнаком ребенку
  • у объекта должны быть отчетливо видны все детали
  • на оборотной стороне карточки нужно написать название объекта

В чем же смысл этих карточек? По мнению Домана, знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. То есть чем больше фактов мы вложим в ребенка, тем умнее он будет.

Карточки обычно изготавливаются самостоятельно из распечатанных картинок. Сейчас в интернете накопилось уже немало готовых карточек, осталось их просто скачать и распечатать. Еще лучше будет, если их заламинировать. Для тех, кто не хочет тратить время и деньги, есть даже готовые приложения для планшетов и телефонов. Только учтите, что карточки из интернета не всегда соответствуют требованиям методики, а приложения вообще мало что имеют с ней общего.

Все карточки обязательно должны быть систематизированы. У вас может быть очень много категорий и подкатегорий, причем со временем систематизация должна усложняться настолько, насколько хватит ваших знаний.

Как работать с карточками

За одно занятие нужно выбрать одну категорию, например, собак. На карточках будут собаки разных пород. Скажите ребенку: «Давай посмотрим замечательных собак». Возьмите стопку карточек и показывайте ребенку, перекладывая их сзади наперед и называя объект. Это нужно, чтобы перед показом вы могли прочитать название на оборотной стороне, не заглядывая на лицевую и не отвлекая внимание ребенка. Категории — одно из самых важных условий данной методики. Предполагается, что если ребенок ознакомится с категорией собак, то в реальной жизни он сможет отличить собаку от других животных, даже если конкретная порода ему пока не знакома.

Проводите занятие в течение всего дня с перерывами. Начните с 3 категорий по 10 карточек. За одно занятие вы можете показывать только одну категорию. Количество категорий постепенно наращивается до 12. Добавлять новую категорию нужно ежедневно. Когда количество категорий достигнет 12, нужно заменять по одной карточке из каждой категории. Если запасы новых карточек в категории истощились, замените категорию. Таким образом, вы будете менять минимум 12 карточек в день. Если вас ребенок способен на большее, то количество новой информации можно увеличить.

В среднем каждая карточка показывается по 30 раз (по три раза в течение десяти дней). Но, как обещает Доман, со временем зрительные анализаторы ребенка усовершенствуются, и он будет способен запоминать карточку за меньшее количество показов (даже за 1-2 раза). Мама должна самостоятельно анализировать скорость усвоения информации своим ребенком. Для контроля количества демонстраций каждой карточки на оборотной стороне пишут дату начала первого показа. Этого достаточно, чтобы не запутаться. Порядок карточек внутри категории следует каждый раз менять.

Показ картинок с пояснением — это не конечная цель программы. После того, как количество показанных карточек превысит тысячу, можно переходить к следующему этапу — к интеллектуальной программе. По этой программе нужно не просто показывать карточку, а дополнять ее своими комментариями. Например, если раньше, показывая курицу, вы говорили «курица», то теперь нужно добавить пояснение: «курица — это домашняя птица, которая не умеет летать». В интеллектуальной программе 12 уровней. Уровни отличаются друг от друга глубиной знаний.

Доман заверяет, что после обучения по его методике ребенок получит энциклопедические знания. Кроме того, и сама мама узнает гораздо больше, чем она знала до этого.

Плюсы карточек «бит интеллекта»

  • Просмотр такого количества карточек развивает память.
  • Происходит Обогащение словарного запаса (при правильном подборе слов).

И их минусы

  • Многие слова невозможно объяснить картинками
  • Со временем ребенок забывает большую часть фактов, т. к. его знания не находят применения.
  • Покупка готовых карточек, как и самостоятельное их изготовление довольно затратны. Общее количество карточек должно исчисляться тысячами, а, учитывая их габариты, даже на обычный белый картон денег уйдет немало, если конечно вы не работаете на фабрике по производству картона.
  • По мнению врачей-нейрофизиологов, ребенок не осознает тех фактов, которые ему преподносят, а вся методика основана на запоминании.
  • Методика предполагает, что ребенок ежедневно будет получать колоссальный объем информации. При этом у маленьких детей часто наблюдаются умственные перегрузки, а как следствие психологические проблемы, головные боли и другие отклонения от нормы. Помните, что развитие должно быть не ранним, а своевременным.
  • Во время занятий ребенок пассивен. Он просто сидит и лицезреет мелькающие перед лицом карточки, что не свойственно ребенку. В этом возрасте очень важно сенсорное восприятие мира разными органами чувств, т. е. ребенку важно все потрогать, постучать, послушать и т.д.
  • Все факты подаются ребенку в готовом виде. Со временем у ребенка исчезает тяга к экспериментам и самостоятельному изучению. Также замечено, что дети, учившиеся только по этой методике, оказывались неспособными к творческой работе.

Резюме

Мнения об этих карточках не однозначны. Наряду с восторженными отзывами родителей есть множество отрицательных отзывов врачей. Я однозначно не буду пользоваться этой методикой в полной мере, но я и не вижу ничего плохого в показе нескольких карточек в день. Конечно, гораздо лучше показывать настоящие объекты, а не нарисованные. Я ежедневно показываю своей дочке интерьер, посуду и многие другие вещи. Но мир не ограничивается стенами нашей квартиры. Если у меня нет возможности показать дочке живого гепарда, то почему бы не показать хотя бы на картинке?

У методики много минусов, но при сочетании занятий по карточкам с другими занятиями можно добиться хороших успехов.

Карточки для обучения счету

Первый этап (понятие количества)

Процесс обучения начинается с карточек с точками. Изготавливают их обычно самостоятельно. Для этого нужно 100 карточек из белого картона 27*27 см и 5050 кружочков из красной самоклеющейся бумаги. Необходимо сделать карточки, обозначающие числа от 1 до 100. начать стоит со ста. Отсчитайте 100 кружков и наклейте на карточку в хаотичном порядке. Не забудьте подписать число с обратной стороны и оставить поля, чтобы не перекрывать кружки пальцами во время показа.

Показывать карточки нужно быстро, перемещая карточку сзади наперед. Для первого показа возьмите карточки от 1 до 5 и показывайте их по порядку. Со второго показа карточки можно тасовать.

Для обучения счету вам нужно взять два набора карточек по 5 штук, и демонстрировать каждый по три раза в день. С шестого дня начинайте заменять по две карточки в день. Заменить нужно самые маленькие числа на следующие по порядку, т. е. в первый раз 1 и 2 надо заменить на 11 и 12.

Нет необходимости осваивать все 100 карточек. Вы можете остановиться на 20 и переходить ко второму этапу.

Второй этап (уравнения)

После изучения хотя бы 20 карточек с точками, ребенок уже готов перейти к операции сложения, ведь он уже видел, что на каждой новой карточке появляется еще одна точка. Для проведения занятия нужно заранее приготовить три уравнения на сложение с уже изученными карточками. Например, первое уравнение: 1 + 2 = 3. Мама говорит «один» и показывает карточку с одной точкой, затем кладет карточку, достает другую (с двумя точками) и говорит «два», снова кладет карточку и говорит «равняется», показывает карточку с тремя точками и говорит «трем». Аналогичные действия нужно проделать с двумя другими уравнениями. Не пытайтесь объяснить значение слов «плюс», «минус», «равняется». Ваш малыш и так поймет по итогам нескольких занятий.

Ежедневно нужно проводить три занятия в день, в каждом из которых должно быть по три новых уравнения. Подбирайте уравнения так, чтобы между тремя уравнениями не было общего, чтобы ребенок не начал предугадывать результат.

Параллельно с изучение сложения можно проводить еще шесть занятий на изучение новых цифр (все так же два набора цифр по 5 карточек). Изучение сложения длится около двух недель, после него можно переходить на вычитание, затем на умножение и деление. На каждую операцию тратьте около двух недель. Когда ребенок усвоит все четыре операции, переходите к уравнениям из трех членов.

С этого этапа очень важно подготавливать материалы заранее. Ребенок не будет ждать, пока вы будете искать нужную карточку, ведь его время тоже бесценно.

Третий этап (решение задач)

До этого этапа ребенка не подвергают никаким проверкам. На третьем этапе вы предоставляете возможность ребенку показать свои знания. Научите малыша решать задачи. Вот пример: покажите ребенку карточки с 15 и 32 точками и спросите: «где 32?». Если он правильно показывает карточку, вы, конечно же, хвалите, в противном случае нужно аккуратно подвести его к правильному ответу. Задача мамы — не показывать малышу своего огорчения из-за неверных ответов. Все должно происходить быстро, весело и непринужденно.

Метод выявления способностей стоит применять в конце занятия, т. е. вы показали ребенку три уравнения, затем можете предложить ребенку решить задачку. При этом у ребенка остается право отказаться.

После вопросов о числах можно переходить к решению уравнений. Покажите уравнение из трех карточек, как и раньше, но добавьте еще одну в качестве второго варианта ответа. Произнесите вслух уравнение с показом карточек и попросите выбрать правильный ответ из двух карточек. Не просите это сделать устно, дети очень не любят говорить в этом возрасте, т.к. многим это дается с трудом.

Продолжайте занятия с уравнениями, но через некоторое время уже не потребуется показывать все три карточки. Проговаривайте уравнение вслух полностью, а показывайте только карточку с ответом. Занятия станут еще короче.

Через несколько недель настанет время усложнить задания. С этого момента снова переходим к уравнениям из трех членов, но на этот раз в одном уравнении будут две разные операции. Спустя еще несколько недель можно добавить еще операцию.

Четвертый этап (цифры)

Этот этап проходит очень быстро и просто. Вам нужно будет изготовить 100 карточек 27*27 см и написать на низ числа от 1до 100 красным маркером. Размер букв 15*7.5. Придерживайтесь одного формата. Цифры должны быть строгими без завитков.

Прохождение 4 этапа очень похоже на 1. Вам нужно взять два набора карточек по 5 штук, каждый набор показывать по три раза в день в разном порядке. Ежедневно нужно заменять минимум по две наименьших карточки. После освоения ста карточек можно выборочно показать трехзначные и четырехзначные числа.

На этом этапе нужно связать точки с символом числа. Для этого можно использовать соотношения «больше», «меньше», «равно».

Пятый этап (уравнение с цифрами)

Это последний и самый сложный этап. Для его прохождения вам нужно воспользоваться рекомендациями ко 2 и 3 этапу. Вам понадобятся карточки с уравнениями, но уже из чисел. Карточка должна быть большой (45 * 10 см), размер цифр 5 * 2,5. С этого момента рекомендуется писать черным фломастером. Размер букв со временем можно уменьшать до 2 см, но не слишком резко. На оборотной стороне карточки напишите такое же уравнение (для себя).

Через некоторое время нужно заготовить такие же карточки, но без ответа. Предоставьте возможность ребенку самостоятельно решить уравнение, дав ему на выбор два варианта ответа.

На этом обучение счету по карточкам Домана заканчивается. По мнению Домана, после прохождения обучения ребенок научиться считать и решать сложные уравнения. Далее ребенка нужно отпустить в свободное плавание и предоставить ему возможность решать задачки самостоятельно.

Резюме

Пока еще не было ни одного серьезного исследования, которое доказало быть эффективность методики обучения счету по карточкам. Нельзя однозначно оценить уровень понимания числовых операций в этом возрасте. Меня гораздо больше впечатлила методика обучения счету с помощью палочек Кюизенера. По этой методике ребенок самостоятельно овладевает навыками счета (при помощи родителей и педагогов). В этом случае у него есть возможность все потрогать, измерить и оценить визуально.

Карточки Домана для обучения чтению

По мнению Домана маленькие дети должны учиться читать слова и предложения точно так же, как они овладевают устной речью.

Для обучения мама должна заготовить множество карточек из белого картона, на котором будут написаны слова. Буквы должны быть печатными, единообразными и написаны красным толстым маркером. Толщина линий должны быть около 1,5 см. Размер карточек довольно большой (50*10), высота букв — 7,5 см. Примерно по 1,5 см должно остаться для полей, чтобы вы не закрывали буквы своими пальцами во время демонстрации карточки. По мнению Домана, обучение чтению должно начинаться со слов, а не с алфавита, т. к. начинать нужно с известного, затем переходить к новому и лишь потом к абстрактному.

Обучение чтению по Доману происходит в 5 этапов.

Первый этап (слова)

В первый день нужно провести три занятия. За каждое занятие нужно показать по 5 карточек (одних и тех же, но в разном порядке). Слова для первого этапа нужно подбирать простые и знакомые: члены семьи, любимая еда, домашние животные.

На второй день нужно добавить еще один набор из 5 карточек. Оба набора карточек нужно показать по три раза, таким образом, за второй день у вас будет 6 занятий. Точно так же вам нужно будет увеличить количество наборов карточек до пяти. Когда вы введете в программу все пять наборов, начните ежедневно заменять по одной карточке из каждого набора. Во избежание путаницы на оборотной стороне карандашом подпишите дату начала демонстрации карточки. Избегайте карточек с похожим звучанием слов в одном наборе.

Второй этап (словосочетания)

Словосочетания — это промежуточный этап между словами и предложениями. На этом этапе вам нужно проанализировать словарный запас своего ребенка и составить из знакомых для него слов комбинации. Доман рекомендует начать с изучения цвета. Если ваш малыш не знает основные цвета, то вы можете обучить его, показывая карточки. После того, как малыш выучит цвета, можно переходить к их написанию и составлению словосочетаний с ними. Например, «красная шляпа», «синий фломастер» и т. д. Не забывайте, что все слова, написанные на карточке должны быть понятными для ребенка.

После цветов можно обучить его антонимам: «чистый — грязный», «большой -маленький», «толстый — тонкий». По аналогии нужно составить комбинации слов с антонимами.

Третий этап (простые предложения)

Для первых пяти дней понадобятся 5 карточек с предложениями. Предложения должны быть из 2-3 слов. Пишите их на карточках размером 45*10, шрифт можно уменьшить до 5 см, чтобы все слова уместились. Показывайте эти карточки в течение первых 5 дней по 3 раза, затем начните менять по 2 предложения в день.

Далее Гленн Доман предлагает сделать небольшую книгу с предложениями — ежедневник жизни вашего малыша. В этой книге красным цветов должны быть напечатаны короткие предложения, проиллюстрированные фотографиями вашего ребенка. Опишите в книге, как ребенок ест, играет, купается и т. Д.

Четвертый этап (распространенные предложения)

Этот этап очень похож на предыдущий. Вам нужно будет постепенно добавлять количество слов в предложениях. Для этого придется уменьшить шрифт. Никогда не уменьшайте шрифт одновременно с добавлением количества слов, иначе для ребенка будет трудновато прочитать текст, и вы утратите его внимание. После того, как размер шрифта достигнет 2,5 см, смените цвет с красного на черный.

Пятый этап (книги)

После чтения распространенных предложений ваш малыш уже готов перейти к книгам. Ваша задача — дать ему первую правильную книгу:

  1. На каждой странице должно быть одно предложение
  2. Текст должен предшествовать картинкам и идти отдельно
  3. Шрифт должен быть не менее 1 см в высоту
  4. Словарный запас книги должен быть от 50 до 100 слов

Одной такой книги будет явно недостаточно, поэтому лучше изготавливать их самостоятельно, вырезая иллюстрации и подписывая их крупным шрифтом. Книга должна быть интересна ребенку. Для этого в ней должна быть новая и нескучная информация. Выбирайте текст, подходящий по уровню сложности.

Не заставляйте ребенка читать вслух эти книги. Для малышей это трудновато. Читайте сами, ребенок потом подключится. Как обещает Гленн Доман, на этом этапе малыш будет постоянно ждать новых книг и всерьез полюбит чтение.

Резюме

По мнению экспертов, методика обучения чтению с помощью карточек Домана не эффективна и не безопасна, как и остальные его методики. Методика основана на запоминании, а не на чтении. Ребенок не может понять, что он видит. Это легко доказать, если трехлетнего ребенка, обученного по этой методике, попросить пересказать прочитанный текст. Как правило, он не может сказать ни слова. Для обучения чтению есть более эффективная и безопасная методика Зайцева, в которой он использует детские кубики. Эта методика не ограничивает ребенка в движении, а как раз наоборот заставляет активно дивагаться. Дети начинают читать по складам (аналогам слогов) и самостоятельно собирать из кубиков слова.

Я, как и многие другие родители, хотела бы, чтобы моя дочка в три года уже умела читать, считать, многое знала и умела. Но развитие ребенка должно быть своевременным и гармоничным. Карточки Домана развивают ребенка очень однобоко. Поэтому нельзя забывать о творческих занятиях и играх на свежем воздухе.

Источник lifebabyblog

Следите за главными новостями на нашей странице в Вконтакте, в Facebook и OK.

Присоединяйтесь к нам сейчас

Вернуться к разделу

Подпишитесь, чтобы быть вместе!