Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
С предложениями синхронизировать госпрограмму «Доступная среда» с программами по благоустройству городской среды, а также включать в состав муниципальных общественных комиссий людей с ограниченными возможностями здоровья для учета их мнения при проведении работ по благоустройству, выступили участники совещания ОНФ, посвященного внесению изменений в госпрограмму «Доступная среда». Эксперты при этом подчеркнули, что в основе любых изменений и дополнений в программу должны стоять интересы самих инвалидов.
Эксперты отметили, что среда, создаваемая для инвалидов, должна быть основана на маршрутоориентированной модели, которую разработал эксперт ОНФ по делам инвалидов, научный руководитель АНО «Национальный центр проблем инвалидности» Александр Лысенко.
Многочисленные мониторинги Народного фронта показали, что большинство инвалидов испытывают трудности на пути следования к различным социальным и другим объектам, рассказал член Центрального штаба ОНФ, руководитель Центрального штаба молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев, выступавший модератором мероприятия. Например, часто встречаются ситуации, когда пандус у поликлиники и школы есть, но человек просто не может доехать до них по улицам города, так как они не оборудованы должным образом.
«Мы должны исходить из принципа непрерывности доступности городской среды, – отметил эксперт. – Надо понимать, как человек выходит из дома, что он делает дальше, как добирается до объекта, который мы собираемся обустраивать, – точечные методы в жизни не работают. Необходим индивидуальный подход, и это главная задача при корректировке госпрограммы по доступной среде».
Эксперты также подчеркнули, что важно не просто формально дополнять программу, а создавать и развивать доступную среду для людей с инвалидностью в различных отраслях социальной сферы. Одним из решений проблемы могло бы стать создание «умной» доступной среды. Руководитель благотворительного фонда «Линия сердца» Валентина Шумилова рассказала, что государство тратит на создание доступной среды колоссальные средства, однако качество жизни людей с ограниченными возможностями практически не меняется.
«Нужно внимательно посмотреть, куда мы тратим деньги. Среда должна стать не просто доступной, а «умной», чтобы мы персонифицированно подходили к человеку. Например, уже сейчас в Московской области человек с ограниченными возможностями здоровья на картах Яндекса может увидеть, когда подъедет автобус, в котором есть специальное оборудование, – и он выходит из дома не за два часа, а именно к этому автобусу. Этот позитивный опыт могут подхватить и другие регионы», – привела пример Валентина Шумилова.
Она также обратила внимание на то, что нужно научиться правильно отслеживать, насколько эффективно были потрачены средства и как при этом улучшилось качество жизни инвалидов, есть ли реальные результаты. Участники совещания сошлись во мнении, что программа «Доступная среда» не должна существовать сама по себе, ее нужно синхронизировать, в частности, с программами благоустройства городской среды. Соучредитель Первоуральского городского общественного движения «Активный гражданин», руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» в Свердловской области Юлия Овчинникова сообщила о том, как создается доступная среда при реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
«Есть примеры, когда обустраивают замечательные площадки, укладывают новый асфальт, новые бордюры, но люди с ограниченными возможностями не могут всеми этими благами пользоваться. Сейчас мы добиваемся того, чтобы уже на этапе разработки дизайн-проекта учитывались все элементы доступности. Есть, тем не менее, неплохие примеры комплексного благоустройства, например в городе Первоуральске: сначала возле набережной обустроили пандус, а потом уже сама набережная попала в программу благоустройства комфортной городской среды, и работы были проведены с учетом всех элементов доступности», – рассказала эксперт.
По ее словам, сохраняется проблема с тем, что в большинстве муниципальных общественных комиссий нет представителей ассоциаций инвалидов – то есть сами инвалиды не принимают участие в принятии решений, и эту ситуацию нужно менять. Директор департамента городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Оксана Демченко в ответ на это заметила, что ведомство следит за тем, как учитываются интересы маломобильных групп населения при формировании как текущих, так и пятилетних программ.
По мнению экспертов, программа «Доступная среда» должна быть дополнена и в части совершенствования транспортной доступности. Так, много критики звучало в адрес работы социального такси, парковок для инвалидов и городского транспорта, когда водители автобуса, увидев на остановке инвалида-колясочника, не оказывают ему помощь, а просто уезжают. Для повышения транспортной доступности Михаил Киселев, в частности, предложил представить возможность социальному такси, которое используется в том числе для перевозки лиц с ограниченными возможностями, ездить по специальной выделенной полосе.
«Улучшать ситуацию нужно комплексно, поэтому сформулированные предложения касаются всех сфер жизни людей с ограниченными возможностями. Важно, чтобы мнение тех, для кого эта программа работает, было услышано. Мы хотим, чтобы программа улучшила качество жизни людей, и над этим будем работать», – резюмировал Михаил Киселев.
Все предложения Народный фронт направит в профильные ведомства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство транспорта, Минстрой и другие.
Источник ОНФ