Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.
Президент РФ В.В. Путин
Настоящий ежегодный доклад подготовлен в соответствии со статьёй 14 Закона Свердловской области от 5 июля 2010 г. №57-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области» и содержит факты, оценки, выводы и предложения, основанные на анализе состояния обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей в Свердловской области, с указанием органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностных лиц, допустивших нарушения прав и законных интересов ребёнка и уклоняющихся от принятия мер по их восстановлению и защите.
На момент завершения подготовки настоящего доклада отдельные статистические показатели по Свердловской области за 2016 год ещё не были предоставлены ответственными государственными органами региональному Уполномоченному по правам ребёнка, но уже полученные сведения дают основания полагать, что прошедший год в плане обеспечения основных гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей можно считать положительно стабильным. По основным демографическим показателям Свердловская область занимает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации, но в отчётном году появилось несколько тревожных сигналов.
В результате деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в 2016 году способствовала укреплению координации деятельности широкого ряда государственных и муниципальных структур и, в целом, обеспечению комплексного решения проблемных вопросов обеспечения прав и наилучших интересов детей в Свердловской области.
Рис. 1. Число родившихся детей и доля несовершеннолетних в общей численности населения Свердловской области за период 2008-2015 гг.
Рис. 2. Основные показатели детской смертности в период 2011-2016 гг. по Свердловской области.
Приведённая выше гистограмма (рис. 1) демонстрирует увеличение доли детского населения в Свердловской области, превысившей 20%, а также неприятный факт – снижение рождаемости в 2016 году. Общие показатели детской смертности, в т.ч. младенческой, которые снижались три года, в отчётном году вновь показали рост (рис. 2).
Положительным фактом является процесс увеличения в Свердловской области численного состава семьи за счёт рождения 2-го и последующих детей (рис. 3).
Рис. 3. Динамика изменения структуры рождаемости 1-го и последующего детей в Свердловской области, в % от общего количества рождённых детей (данных за 2016 год пока нет).
Достигнуты очевидные успехи в решении проблемы обеспечения региона необходимым количеством мест в детских садах (рис. 4).
Рис. 4. Динамика роста обеспеченности детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в ДОУ (2016 г. – 8 месяцев).
Стабильно уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в государственных стационарных учреждениях: по состоянию на 31 декабря 2016 года численность детей этой категории составила – 2362 чел. При этом всё большее количество детей-сирот переводится на семейные формы воспитания (рис. 5).
Рис. 5. Основные показатели семейного устройства и проживания детей в Свердловской области.
Показатели профилактической работы с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, свидетельствуют о стабилизации тенденции к снижению численности родителей, лишенных родительских прав. Постепенно меняется и соотношение количества родителей, лишенных родительских прав и ограниченных в родительских правах, в пользу второй группы. Снижается и численность семей и детей, стоящих на профилактическом учёте в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних (рис. 6).
Рис. 6. Динамика изменения количества семей и детей, состоявших на учёте в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Свердловской области в 2011-2016 гг.
Рассматривая наиболее актуальные направления деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области, на которых в 2016 году было акцентировано его внимание и которые позволили повысить эффективность обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов детей, можно отметить основные из них.
Продолжалась работа успешно зарекомендовавших себя в предыдущие годы межведомственных рабочих групп при Уполномоченном по правам ребёнка, в составе которых участвовали представители уполномоченных в сфере обеспечения прав детей государственных органов, ведомств, учреждений и организаций, а также общественности. Направления деятельности этих групп охватывали наиболее актуальные вопросы в различных сферах: общем и дошкольном образовании, профилактике гибели и травмирования детей, преступности в отношении несовершеннолетних, защиты детей от негативной информации. Результатами работы этих межведомственных групп являлась выработка совместных рекомендаций с последующим их трансформированием в конкретные управленческие решения, нормативные правовые акты.
Использовались такие эффективные механизмы реагирования на нарушения прав и законных интересов детей, как специальные доклады и заключения Уполномоченного: всего с 2011 года было подготовлено 12 специальных докладов (из них 2 в 2016 году) и 110 заключений (в 2016 году – 9 заключений). Все доклады в соответствии с Областным законом об Уполномоченном направлялись в адрес Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области и Уставного суда Свердловской области, а заключения для устранения фактов нарушений – в адрес исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в правоохранительные органы.
По результатам рассмотрения заключений принимались управленческие решения, в том числе по привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, чьи действия или бездействие привели к нарушению прав и законных интересов детей. С момента начала работы Уполномоченного по правам ребёнка к различным видам ответственности было привлечено более 300 должностных лиц. В отношении 7 фигурантов были возбуждены уголовные дела, которые завершились в суде обвинительными приговорами.
В целях усиления координирующей и организующей роли территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, повышения эффективности и оперативности совместных действий органов системы профилактики, в 2016 году Уполномоченный по правам ребёнка и специалисты его Аппарата продолжили последовательную работу по содействию в устранении имеющихся в деятельности комиссий проблем системного характера. Также ими осуществлялось оперативное реагирование на действия исполнительных государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, приведшие к грубым нарушениям прав и законных интересов детей.
Особое внимание Уполномоченным по правам ребёнка в 2016 году было уделено формированию действенных механизмов учёта мнения несовершеннолетних в системе принятия управленческих решений органами государственной власти по вопросам обеспечения наилучших интересов детей, в том числе путём подготовки альтернативных «детских» ежегодных докладов о состоянии охраны прав ребёнка.
Важным направлением работы Уполномоченного по правам ребёнка стало формирование системы мониторинга и статистического учёта широкого ряда показателей для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства. Основой его стал единый мониторинг состояния по вопросам охраны прав детей в Свердловской области, который нормативно закреплён распоряжением Губернатора Свердловской области от 04.12.2014 г. №305-РГ «О представлении информации по вопросам охраны прав детей в Свердловской области». В 2016 году Уполномоченным был подготовлен анализ результатов представленных исполнительными органами и организациями данных и направлен Губернатору Свердловской области и в Законодательное Собрание Свердловской области.
Отдельное место в деятельности Уполномоченного в отчётном году занимала общественно-просветительская работа. В её рамках расширялись связи с общественными организациями региона, осуществляющими свою деятельность в сфере детства. Во взаимодействии с руководителями органов местного самоуправления, образования и образовательных учреждений проводились мероприятия по правовому просвещению в школах. Всё активнее использовались возможности сайта Уполномоченного, на страницах которого велось консультирование и правовое просвещение жителей Свердловской области, осуществлялось информирование общественности о состоянии вопросов соблюдения прав детей и о работе самого Уполномоченного, а также давались советы родителям по вопросам воспитания детей и самим детям – по проблемам в их взаимоотношениях со сверстниками.
Как и в предыдущие годы, Уполномоченный по правам ребёнка вёл активную общественно-просветительскую работу по укреплению традиционных для народов России духовно-нравственных и семейных ценностей, воспитания патриотизма и гражданственности в молодежной среде, которая приняла формы литературных и музыкальных конкурсов; «открытых уроков» для детей; межрегиональных и выездных межведомственных конференций; совещаний и круглых столов для специалистов, работающих с детьми.
Касаясь вопросов текущей оперативной деятельности Уполномоченного в 2016 году, нужно отметить несколько знаковых тенденций и закономерностей:
1) в 2016 году Уполномоченный по правам ребёнка и специалисты Аппарата совершили на 30% больше выездных проверочных мероприятий, чем в 2015 году, посетив 42 муниципальных образования Свердловской области (некоторые из них не по одному разу), что позволяло на месте разбираться в вопросах и проблемах соблюдения прав и законных интересов детей в Свердловской области, обеспечения гарантий их государственной защиты;
2) сохранилась тенденция на рост общего количества обращений и жалоб граждан на нарушения прав и законных интересов детей, достигнув в отчетном периоде рекордного количества за все 6 лет деятельности института Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области – более 4,6 тысячи;
3) в 1,7 раза выросло количество правовых консультаций граждан посредством коммуникации – телефону и сети Интернет, что свидетельствует об устойчивом росте авторитета института Уполномоченного в Свердловской области;
4) неизменной является активность Уполномоченного и сотрудников Аппарата при организации публичных мероприятий, направленных на содействие всестороннему развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, правовое просвещение, участие в региональном и международном сотрудничестве. В 2016 году количество указанных мероприятий в 1,6 раза превысило показатели 2015 года.
Продолжалось расширение информационных возможностей официального сайта Уполномоченного по правам ребёнка, на страницах которого осуществлялось консультирование и правовое просвещение жителей Свердловской области, информирование общественности о состоянии вопросов соблюдения прав детей и о работе самого Уполномоченного и его Аппарата.
В результате деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в 2016 году способствовала укреплению координации деятельности широкого ряда государственных и муниципальных структур и в целом обеспечению комплексного решения проблемных вопросов обеспечения прав и наилучших интересов детей в Свердловской области.
В 2016 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области всего поступило 4641 обращение (АППГ* – 3769, ↑23%), из них – 3778 от граждан (АППГ – 3303, ↑14,4%). Анализ количества и содержания обращений граждан показал, что наиболее существенный рост произошёл по двум тематическим блокам – социальному и образовательному. В частности, в 2016 году значительно возросло количество жалоб на задержки в получении социальной помощи и отсутствие поддержки семей, имеющих статус малообеспеченных, а также на конфликты в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
* Здесь и далее – АППГ – аналогичный период прошлого года.
На основании полученных жалоб и заявлений граждан и обращений сотрудников и руководителей организаций и учреждений было заведено и рассмотрено 1854 персональных дела (АППГ – 1676, ↑10,6%), каждое из которых рассматривалось в индивидуальном порядке на предмет выявления нарушений прав и законных интересов детей и выработки решений или предложений по их устранению. Ежемесячная динамика поступления обращений, формирования и регистрации персональных дел отражена ниже (рис. 7).
Рис. 7. Общая динамика поступления обращений граждан и заведения дел в 2016 году.
После первого «всплеска» количества обращений и жалоб граждан, который произошел в 2012 году, в последующие два года наблюдалось их снижение, но с 2015 года вновь проявилась тенденция к росту.
По своей форме обращения в адрес Уполномоченного по правам ребёнка осуществлялись: письменно – в виде жалоб, заявлений и вопросов; устно – вопросов во время текущих и выездных приёмов или консультирования по телефону; посредством сети Интернет – вопросами и комментариями к статьям, размещённым на сайте Уполномоченного.
Рис. 8. Количество обращений граждан и результаты их рассмотрений в 2012-2016 гг.
Всего за 2016 год поступило 2300 письменных обращений (50% от общего числа обращений, АППГ – 2042, ↑12,6%). Написали на сайт Уполномоченного 438 человек или 9,4% от всех обращений (АППГ – 391, ↑12,6%). Для рассмотрения по существу поступило 452 переадресованных обращения, направленных гражданами в адреса высших должностных лиц Российской Федерации и Свердловской области, в т.ч. числе в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, – это составило 9,7% от всех обращений (АППГ – 582, ↓22,3%). Во время текущих и выездных приёмов Уполномоченным и сотрудниками Аппарата Уполномоченного было принято 382 посетителя, от которых приняты заявления, что составило 8,2% от общего числа обращений (АППГ – 234, ↑63,3,%). Профессиональную квалифицированную помощь по телефону получили 1069 жителей Свердловской области, это 23% от всех обратившихся (АППГ – 526, ↑103%) (рис. 9).
Рис. 9. Структура форм обращений граждан в адрес Уполномоченного в 2016 году.
Общая картина того, насколько были обоснованы доводы в заявлениях и в жалобах граждан на нарушения прав, поступивших в адрес Уполномоченного, и насколько соблюдались основные гарантии государственной защиты прав и законных интересов ребёнка в Свердловской области представлена ниже на графике (рис. 10).
Рис. 10. Количество рассмотренных дел и дел с выявленными нарушениями прав детей в 2016 году.
При ежемесячном заведении в 2016 году по обращениям граждан от одной до двух сотен персональных дел, количество дел с выявленными нарушениями прав детей колебалось ежемесячно в интервале от 35 до 60%.
Более наглядно динамику изменения соотношения количества дел с выявленными нарушениями к общему количеству рассматриваемых дел демонстрирует гистограмма, приведенная ранее (рис. 8), при рассмотрении которой видно, что в 2012-2013 годах нарушения выявлялись примерно в каждом третьем деле, то с 2014 года – в минимум в 2-х из 5 рассмотренных дел.
Всего в 2016 году по результатам рассмотрения персональных дел нарушения прав детей были выявлены в 802 случаях (АППГ – 825, ↓2,8%), а по материалам 9-ти дел подготовлены официальные заключения Уполномоченного по правам ребёнка.
Объяснить сложившиеся в 2016 году статистические показатели и тенденции можно следующими причинами.
Во-первых, в 2016 году в стране сложилась непростая социально-экономическая обстановка, которая реально отразилась в росте цен и снижении доходов населения, в такие периоды, как правило, в обществе растёт социальная напряженность, конфликтность, а поэтому граждане начинают более активно реагировать на любую несправедливость, даже кажущуюся, как следствие – чаще обращаются в различные государственные надзорные органы.
Во-вторых, обращает на себя внимание изменение соотношения количества обращений к высшим должностным лицам страны, региона (↓22,3%) и к Уполномоченному по правам ребёнка в Свердловской области И.Р. Морокову (↑12,6%) в сторону увеличения в адрес последнего, что можно объяснить только ростом его личного авторитета в вопросах разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями прав и законных интересов детей.
В-третьих, на прирост количества выявленных нарушений прав и законных интересов ребёнка, прослеживаемый за последние 2 года, явно повлияла возросшая за последние годы эффективность работы Аппарата Уполномоченного, специалисты которого постоянно повышают свою квалификацию и уже разбираются в самых сложных с правовой позиции делах.
В ходе рассмотрения персональных дел, заведённых на основании заявлений и жалоб граждан, специалистами Аппарата Уполномоченного не только рассматривались представленные заявителем копии документов, но и запрашивалась в органах государственной власти и органах местного самоуправления Свердловской области дополнительная уточняющая или разъясняющая информация, необходимая для принятия объективного решения по существу поднятых гражданами проблем. Всего в 2016 году было направлено 1321 информационный запрос (АППГ – 1275, ↑3,6%). По наиболее сложным делам приходилось направлять по нескольку запросов в организации различной ведомственной принадлежности либо проводить собственные проверки и расследования.
Тематика обращений жителей Свердловской области в адрес Уполномоченного по правам ребёнка весьма разнообразна, а поэтому с целью её систематизации и анализа всех проблем, поднятых в заявлениях и жалобах граждан, обращения сгруппированы по следующим шести основным направлениям:
В группу проблем в сфере образования включены следующие вопросы: социальная сегрегация; денежные поборы; конфликты в образовательных учреждениях между учениками, педагогами и родителями; проблемы в организации образовательного процесса; запись ребёнка в первый класс общеобразовательного учреждения; замена детского сада на другой, более близкий к месту проживания; приобретение путёвок в детские загородные оздоровительные лагеря и условия пребывания в них детей и пр.
В группу с проблемами в получении от государства социальной поддержки входят: предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпустившихся из интернатных учреждений; получение детьми государственных пенсий, социальных пособий; получение малоимущими семьями с детьми различных форм социальной поддержки и материальной помощи и пр.
В группу с проблемами в сфере здравоохранения входят: вопросы по детям с ограниченными возможностями здоровья; оперативность, своевременность и качество получения детьми медицинских услуг.
Вопросы жилищного и имущественного характера объединяют в себя следующие проблемы граждан: принудительное выселение из жилья семей с несовершеннолетними детьми; имущественные обязательства родителей и родственников; сохранность жилья, находящегося в собственности несовершеннолетних; порядок использования и получения материнского капитала и пр.
Рис. 11. Структура тематики обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам ребёнка.
К проблемам в семейных отношениях отнесены: внутрисемейные конфликты между родителями, детьми и близкими родственниками; вопросы установления места жительства ребёнка и условий его встреч и общения с родственниками; алиментные обязательства родителей и др.
Группа проблем по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей включает в себя: факты физического или сексуального насилия над детьми; нахождение ребёнка в социально опасном положении; опасность окружающей среды для жизни и здоровья ребёнка; организация безопасного и здорового питания детей в учреждениях; безопасность информационной среды и пр.
Структура тем обращений граждан и организаций в отчетном году отражена в приведенной рядом диаграмме (рис. 11).
Анализируя представленную на диаграмме структуру можно отметить, что в 2016 году на первом месте оказались вопросы получения социальной поддержки – 29% (АППГ – 27%). Далее по убывающей следуют: проблемы в сфере образования – 21% (АППГ – 24%); жилищные и имущественные вопросы – 17% (АППГ – 19%); семейные отношения – 12% (АППГ – 13%); безопасность жизнедеятельности – 13% (АППГ – 11%), здравоохранение – 8% (АППГ – 6%).
По результатам рассмотрения обращений граждан и организаций Уполномоченным по правам ребёнка в течение 2016 года предпринимались следующие меры:
Наиболее эффективной и оперативной формой реагирования Уполномоченного на нарушения прав несовершеннолетних стали выездные инспекционные проверки, при этом его действия следовали следующим выработанным алгоритмам.
Первый – если в адрес Уполномоченного поступала информация о нахождении ребёнка в социально опасном положении либо об угрозе применения к ребёнку любой из форм насилия, то по его поручению в указанный адрес незамедлительно выезжала оперативная группа специалистов его Аппарата.
Второй – если в адрес Уполномоченного поступала информация о получении детьми травм, групповых заболеваниях или гибели ребёнка в результате несчастного случая, а при рассмотрении предварительных материалов происшествия возникали вопросы к его предпосылкам и причинам, то на место происшествия выезжал лично Уполномоченный либо группа специалистов Аппарата с целью выяснения всех обстоятельств, предшествовавших и способствовавших возникновению происшествия с ребёнком или группой детей.
Третий – если в адрес Уполномоченного поступали обращения и жалобы жителей Свердловской области на неправомерные действия или бездействие должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области, руководителей или сотрудников детских учреждений, то на первом этапе Аппаратом Уполномоченного собиралась дополнительная информация о проблемах сторон конфликта у обладающей необходимыми сведениями организации. На основании этой информации делался анализ всех полученных данных на предмет рассмотрения исполнения требований действующего законодательства по соблюдению прав и законных интересов ребёнка, после чего осуществлялся выезд Уполномоченного и специалистов Аппарата Уполномоченного для встреч с заявителями и представителями сторон конфликта, должностными лицами государственных или муниципальных органов и учреждений.
Всего в 2016 году специалистами Аппарата были проведены 124 выездные проверки и обследования (АППГ – 77, ↑61%), из них 122 инспекционные проверки детских учреждений и организаций. При этом 69 обследований носили плановый характер (АППГ – 11), целью которых были проверки устранения нарушений, выявленных ранее, а 53 проверки имели внеплановый (АППГ – 65) в связи с произошедшими в учреждениях чрезвычайными происшествиями (рис. 12). Таким образом, в 2016 году сотрудниками Аппарата большее количество времени было уделено контролю над устранением выявленных в 2015 году нарушений прав и законных интересов детей.
Рис. 12. Структура типов проверок в 2016 году.
При проведении проверок детских учреждений всегда осуществлялась фотосъёмка объектов проверки, а также официальных документов, предоставляемых администрациями, поскольку практика прошлых лет показала, что в некоторых документах сотрудниками учреждений задним числом вносились правки и изменения. В дальнейшем часть фотоснимков использовалась для подготовки специальных докладов Уполномоченного, а в случаях выявления грубых нарушений прав детей – фотокопии документов направлялись в правоохранительные органы в качестве доказательной базы.
По результатам проверок, в случаях выявления очевидных нарушений прав и законных интересов детей, ставших результатом неправомерных действий или бездействия должностных лиц, руководителей или сотрудников детских учреждений, действующих на территории Свердловской области, Уполномоченным по правам ребёнка подготавливались официальные заключения. В них содержалась не только информация о выявленных нарушениях, но и рекомендации по их устранению, а в отдельных случаях – по принятию мер дисциплинарного или административного воздействия к виновникам.
В 2016 году Уполномоченным по правам ребёнка было подготовлено 9 заключений (№№102-110), из них: 8 заключений Уполномоченного были направлены в адрес исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области для принятия соответствующих мер, а также для сведения – в территориальные подразделения федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих на территории в Свердловской области, а 1 заключение – для предоставления истцом, представлявшим интересы ребёнка, в суд.
В ряде случаев Уполномоченный воспользовался своим правом обращаться в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления с предложениями о привлечении к административной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых он усмотрел нарушения прав и законных интересов ребёнка. Кроме того, Уполномоченный направлял предложения работодателям или представителям нанимателя по привлечению виновных должностных лиц, допустивших нарушения прав ребёнка, к дисциплинарной ответственности.
В итоге в 2016 году по результатам обращений Уполномоченного по правам ребёнка (рис. 13):
Подведение итогов проверок детских учреждений, инициированных в 2016 году Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области, подтвердило их высокую эффективность и результативность, что достигалось в первую очередь оперативностью проведения и фактором внезапности для проверяемых, поскольку последние заранее не успевали подготовиться к проверке. Такие действия часто позволяли «по свежим следам» разобраться в ситуации с предполагаемым или свершившимся фактом нарушения прав детей. Кроме того, при посещении учреждений специалисты Аппарата Уполномоченного, как правило, осуществляли комплексную проверку, знакомясь с организацией всех направлений педагогической, социальной, медицинской, административно-хозяйственной и иной деятельности, начиная от обеспечения условий безопасного содержания или пребывания детей в учреждении, заканчивая организацией детского питания и медицинского обслуживания.
За прошедший год на федеральном и областном уровнях был принят целый ряд нормативных актов, определяющих на перспективу семейную, образовательную и культурную политику страны и региона. Не все они были положительно восприняты гражданским обществом, но та дискуссия, которая была развёрнута вокруг этих документов, позволила найти оптимальный путь для выработки рационального решения имеющимся проблемам обеспечения прав детей. Из наиболее значимых можно отметить следующие.
На областном уровне принята новая редакция Закона Свердловской области «О защите прав ребёнка». В частности, в ней детально прописаны полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по сферам защиты прав ребёнка. Кроме того, по каждой сфере определён механизм реализации мероприятий по обеспечению прав ребёнка через выполнение государственных программ. В целом закон стал более схематичным, чем старая редакция, что расширяет поле для подзаконного нормотворчества.
В феврале 2016 года принят Закон Свердловской области №11-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области», в котором определены цели, задачи и основные направления деятельности в этой сфере, установлены полномочия органов государственной власти Свердловской области в сфере патриотического воспитания граждан.
В июле 2016 года в Закон Свердловской области от 05.10.2012 г. №79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области» были внесены изменения, которые позволяют с 1 октября 2016 года детям, не достигшим возраста 16 лет, их законным представителям и представителям обращаться за бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они обращаются за ней по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей. Это, безусловно, важный шаг по защите прав детей. Раньше бесплатная помощь предоставлялась лишь обвиняемым, что ставило остальных несовершеннолетних в неравные условия.
На федеральном уровне горячие споры были вызваны внесением поправок в Уголовный кодекс, в статью 116. Изменения имели целевой характер – противодействовать фактам семейного насилия, противоправному поведению родителей и других лиц, склонных к совершению насильственных действий в отношении близких. В результате принятия поправок насильственные противоправные действия членов семьи (побои или иные действия, причинившие физическую боль) по отношению друг к другу выделены в отдельную категорию.
Распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. №669-р утвержден план мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. Концепции демографической политики России на период до 2025 г. Планом предусмотрены меры по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. Он включает 51 мероприятие. Предусмотрены меры по повышению рождаемости (разработка дополнительных механизмов стимулирования рождения детей и др.), снижению предотвратимых причин смертности (повышение доступности медпомощи и пр.), сокращению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья.
Распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. №423-р утверждён план мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 г. Речь идет, в частности: о приведении образовательных стандартов в соответствие с положениями Стратегии; о разработке методических рекомендаций по организационно-методической поддержке деятельности детских движений и ученического самоуправления; о подготовке предложений в части совершенствования системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей; о разработке качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии; разработке региональных программ развития воспитания.
Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2016 г. №1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. Она будет реализована в рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2011-2020 гг. Документ направлен на формирование комплексной системы медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребёнка.
Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» внедряется риск-ориентированный подход к осуществлению некоторых видов федерального государственного контроля (надзора). В частности, это: пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор в области связи. В документе все «детские» объекты отнесены к высшей категории риска.
Скорректированы законы о пособиях гражданам, имеющим детей, о социальной помощи, об основах охраны здоровья, об образовании. Установлено, что компенсация родителям (законным представителям) в связи с посещением детьми дошкольных учреждений предоставляется с учетом критериев нуждаемости, устанавливаемых регионом. Аналогичный подход будет применяться и к предоставлению ежемесячного пособия на ребёнка.
Принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушен