Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Почти 12 тысяч детей и подростков находилось под наблюдением специалистов филиала Свердловской областной клинической психиатрической больницы (СОКПБ) «Детство» в Екатеринбурге в 2022 году. Более 30 тысяч юных уральцев обращались за помощью амбулаторно, каждый шестой ребёнок пришёл на консультацию впервые. В условиях детских стационаров СОКПБ специалисты оказали помощь без малого двум тысячам детей. Чтобы помочь взрослым сохранить ментальное здоровье своего ребёнка, детский врач-психиатр Светлана Хабарова ответила на вопросы родителей о поведенческих проблемах детей, их причинах и способах решения.
— Светлана Викторовна, с пациентами какого возраста вы работаете? С какими проблемами сталкиваются маленькие пациенты?
— Детские психиатры работают с детьми от полутора до 18 лет. В дошкольном возрасте причинами обращения за помощью чаще всего являются задержки психоречевого развития, первые проявления синдрома дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности, расстройства аутистического спектра. Что касается школьников, то психиатры обычно видят на приёме детей, которым сложно сосредоточиться, сконцентрироваться на задаче, они не могут воспринимать и усваивать информацию.
Психические заболевания у подростков схожи с проблемами, характерными для взрослых. Мы видим много пациентов с депрессией, тревогой, расстройством пищевого поведения, дебютами эндогенных заболеваний (теми, что не зависят от внешних причин), можем столкнуться с расстройствами личности в стадии формирования.
— Бывает ли депрессия у детей до подросткового возраста?
— Да, бывает, но она, как правило, проявляется в нарушениях сна или изменениях поведения. Например, родители приходят на приём, потому что ребёнок вдруг перестал слушаться, плохо ведёт себя в школе. А на самом деле у него депрессия, потому что в комплексе имеются плохое настроение, подавленность, раздражительность.
Вообще депрессия теоретически может быть в любом возрасте. У детей в 3-4 года я сама её на приёме не видела, но вот в 5-6 лет отчётливые симптомы уже наблюдала. Правда, это всё же нечастое явление.
— Если у родителей было или есть психическое расстройство, какова вероятность того, что оно будет у ребёнка?
— Генетический фактор в особенностях психики делает человека более уязвимым перед социальными воздействиями. Если у отца или матери имеется психическое заболевание, то оно может сформировать специфическую среду вокруг ребёнка и создать предрасположенность к психическому расстройству. Поэтому так важно, чтобы родители наблюдались у квалифицированного специалиста, который поможет контролировать симптомы болезни и сведёт тем самым к минимуму фактор риска для детей.
— Какие внешние воздействия могут повлиять на развитие психического расстройства у ребёнка?
— Один из важнейших провоцирующих болезнь моментов — насилие и травля в любых проявлениях. Большое значение для состояния психики имеет также домашняя обстановка: если ребёнок чувствует угрозу, опасность, если родители ведут себя непоследовательно, разрешая сегодня то, что запрещают завтра, это «сбивает ориентиры» и ведёт к эмоциональной нестабильности, которая может стать толчком для серьёзного психического расстройства. При этом такие, казалось бы, травмирующие факторы, как смерть родителей или другие ситуации горя, при хорошей психологической поддержке ребёнок способен пережить без серьёзных последствий для психики.
— В каких случаях родителям стоит показать ребёнка детскому психиатру?
— Малыша дошкольного возраста стоит привести на консультацию, если его поведение или развитие сильно отличается от показателей сверстников. Например, ребёнок не предпринимает попыток говорить, кажется, что он не понимает речи, не реагирует на неё, не устанавливает зрительный контакт или сопротивляется тактильному контакту, стереотипно обыгрывает игрушки или играет неигровыми предметами. Детей к нам в таком возрасте чаще всего приводят по направлению педиатра или невролога.
Также совет специалиста нужен, если нарушения поведения или внимания мешают ребёнку получать знания. Например, с ним сложно общаться, у него проблемы с обучением, он срывает уроки, дерётся, с трудом делает домашнее задание.
В подростковом возрасте осознанность растёт, и дети часто сами просят родителей записать их к врачу. В этом случае задача взрослых — услышать подростка и отнестись к его проблеме со всей серьёзностью, не отмахиваясь, не списывая её на сложности возраста.
В любом периоде жизни ребёнка родителей должно насторожить резкое изменение его поведения: например, ранее активный, весёлый и жизнерадостный, он вдруг стал пассивным, безучастным, перестал заниматься привычными делами, ограничил общение со сверстниками, не радуется тому, что раньше его радовало, перестал интересоваться тем, чем ранее занимался с удовольствием, часто плачет или начал прогуливать уроки. Также, разумеется, требуют незамедлительной реакции попытки причинить себе вред и высказывания о суициде.
— Если врач назначил ребёнку медикаментозное лечение, насколько это опасно?
— Родителей, которые впервые сталкиваются с необходимостью коррекции психических расстройств ребёнка лекарственными препаратами, могут пугать слова «нейролептик» или «антидепрессант». Очень важно, чтобы врач объяснил, почему необходимо именно такое лечение, какие возможны побочные эффекты. А родителям стоит помнить, что все препараты проходят длительный этап клинических исследований на эффективность и безопасность. Допускаются к применению только те медикаменты, которые помогут пациенту и имеют приемлемый уровень побочных эффектов.
— Может ли наблюдение у детского психиатра сказаться на будущем ребёнка? Нужно ему пожизненно ходить в диспансер?
— Психиатрического учёта сейчас нет. Информация о том, что ребёнка наблюдает психиатр, не передаётся по месту учёбы или работы. Постоянное диспансерное наблюдение необходимо только в том случае, когда имеется хроническое психическое расстройство с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Однако я как эксперт могу заверить: большинство психических расстройств имеют обратимый характер и не требуют пожизненного наблюдения.