Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Счетная палата РФ проанализировала качество лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за счет бюджета за период с 2013 по 2015 годы. Согласно результатам проверки, 74% всех расходов на медикаменты осуществляются за счет личных средств пациентов. По сравнению с 2012 годом этот показатель вырос на 154 млрд руб. (почти на 26%) и составил 752 млрд руб. Из государственных источников на лекарственное обеспечение в 2014 году было затрачено 262 млрд руб., в том числе средства ОМС (126 млрд руб.) и ассигнования федерального бюджета (более 100 млрд руб.).
При этом численность россиян, получающих льготные препараты за счет федерального бюджета, снизилась в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 165 тыс. человек. «Более 76% граждан отказались от получения лекарств в пользу денежной компенсации, что может свидетельствовать о проблемах в доступности льготных лекарств», – отметил аудитор Счетной палаты РФ Александр Филипенко. По регионам доля отказавшихся от лекарств граждан колеблется от 19% в Чукотском автономном округе до 95% в Тульской области.
У такой ситуации несколько объяснений. В частности, аудиторы отмечают недостатки нормативно-правового регулирования в этой сфере – так, законодательством не предусмотрено ведение единого перекрестного учета федеральных и региональных льготников. К примеру, в Пермском крае более 1 тыс. больных бронхиальной астмой включены как в перечень федеральных льготников, так и в перечень региональных льготников. Поэтому создается риск двойного финансирования предоставления одного и того же лекарства за счет и федерального бюджета, и бюджетов регионов. Последние вследствие этого не всегда могут исполнить свои обязательства по обеспечению граждан медикаментами.
Кроме того, утверждаемая ежегодно правительством Программа госгарантий бесплатной медпомощи не содержит требований к субъектам РФ по порядку формирования региональных перечней бесплатных лекарств. В результате регионы формируют свои перечни без привязки к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Например, из 397 позиций лекарственных препаратов территориальной программы Калининградской области только 40% входят в перечень ЖНВЛП, в Пермском крае – 38%.
Количество наименований лекарственных препаратов, предоставляемых за счет субъектов, также разнится от региона к региону – от 232 в Иркутской области до 768 в Тульской области.
Ситуацию усугубляет и то, что трансферты на закупку медикаментов из федерального бюджета в региональные выделяются, как правило, во втором полугодии финансового года. Это приводит к тому, что субъекты РФ по полгода не имеют достаточных средств для лекарственного обеспечения населения. Так, из 3,5 млрд руб., предоставленных в 2014 году на закупку противотуберкулезных препаратов, регионы успели использовать до конца года только чуть более 1,5 млрд руб. (43%).
Результаты проверки Счетная палата РФ направит в Госдуму и Совет Федерации.
Напомним, получать лекарственные препараты за счет государства могут участники ВОВ, Герои СССР и Герои РФ, инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до шести лет и др. Кроме того, предоставление бесплатных медикаментов предусмотрено для страдающих некоторыми заболеваниями – рак, туберкулез, инфаркт в течение первых шести месяцев после приступа, диабет, глаукома, бронхиальная астма, СПИД, лучевая болезнь и т. д. (Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно).
Вместо лекарственного обеспечения в натуральной форме пациенты вправе получать денежную компенсацию. В настоящее время ее размер составляет 679,5 руб. в месяц (Информация ПФР от 2 апреля 2014 г.).
Источник ГАРАНТ.РУ