Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В июле в Петербурге запустили благотворительный проект «Дари еду!». В трех продуктовых магазинах города установили специальные боксы: в них можно положить еду для нуждающихся — в целой фабричной упаковке и без особых условий хранения. Собранную еду передают в органы социальной защиты и партнерские благотворительные фонды.
Один из авторов проекта Игорь Шатунов рассказал «Бумаге», как «Дари еду» появился из социального эксперимента, зачем они переходят от благотворительной модели к социальному предпринимательству и почему еду в России нужно обязательно распределять через посредников.
Идея
Ни я, ни мой партнер по проекту Алиса Киселева никогда не думали, что будем заниматься системной благотворительностью.
Произошло это достаточно случайно. Я был за границей и увидел частную инициативу отдельного магазина — «полку добра». Любой желающий мог оставить там продукты, а те, кто нуждается, могли их оттуда забрать. Я подумал, что было бы интересно посмотреть, как это будет работать у нас, и нужно доработать эту идею. Чтобы положить мог любой, а распределение происходило уже силами волонтеров, потому что в нашей стране иначе не работает: любой проект, где нет системы, превращается в хаос.
Я решил провести такой социальный эксперимент. У меня были знакомые в одном из торговых центров Москвы около метро «Тушинская», первый бокс мы решили поставить туда. Буквально за две недели без рекламы и какого-либо продвижения он заполнился продуктами. Это нас сильно воодушевило: стало понятно, что идея востребована.
Позже нам позвонили из другого торгового центра, расположенного рядом. Потом из другого района — и мы поставили у них. Появился азарт: когда что-то начинает получаться, хочется это дело развивать, и мы начали думать, как из социального эксперимента построить полноценный благотворительный проект и масштабировать его.
Развитие проекта
Когда мы только начинали, думали, как сделать процесс распределения справедливым; у нас не было своей базы благополучателей. На старте обратились к московской организации «Ресурсный центр НКО». Это государственная организация, ведущая реестры НКО Москвы. Мы попросили у них контакты организаций, которые занимаются пожилыми людьми, инвалидами и многодетными семьями и при этом обладают положительной репутацией.
С ними мы связались и договорились, что передача продуктов будет происходить лично в руки их подопечным. Нам это важно, чтобы оценить адекватность работы каждого фонда-партнера, проверить наличие людей, которым действительно необходима помощь. Первые полгода мы ездили сами и все передачи продуктов проводили лично.
Мы активны в социальных сетях, через них мы подробно освещаем деятельность проекта. И как только у нас появилось 10 боксов, нам начали активно писать из других городов России с предложениями поставить бокс или как-то посодействовать.
Большинство этих предложений были неконкретными, и когда дело доходило до обсуждения деталей, люди пропадали. Но, например, с Воронежем всё было по-другому. Наша с Алисой подруга переехала в Воронеж и согласилась взять на себя всю ответственность по развитию филиала. Благодаря ей в очень короткий срок нам удалось поставить там три бокса и наладить работу по сбору и распределению продуктов. Так мы проверили идею с филиалами и поняли, что можно открываться и в других городах.
В Петербург мы вышли с нашим партнером — торговой сетью «ВкусВилл». Они открыли в Петербурге четыре магазина, и в трех из них мы установили наши боксы. У нас есть договоренность с несколькими петербургскими предпринимателями на установку боксов в их магазинах.
Мы ведем переговоры с некоторыми крупными сетями. Проблема больших компаний в том, что там больше бюрократии и все процессы занимают больше времени: им нужны конкретные кейсы, примеры, как это работает в принципе. Уже тогда они через свои бюрократические барьеры переводят всё на следующую ступень.
Основная сложность — это выйти на лиц, принимающих решения. Когда мы приходим в торговые сети или торговый центр, чаще всего наше общение начинается с рядового менеджера. Как правило, они погружены в свою рабочую рутину, им не хочется выходить из зоны комфорта и идти к руководству с нашим предложением. Часто результатом такого общения является отказ. Но если у нас получается добраться до руководителей, там, как правило, отказов уже нет.
Еще у нас есть онлайн-магазин — это новый этап развития. Мы поняли, что находиться только на благотворительной модели не сможем. Нам нужно переходить от чисто благотворительной модели к модели социального предпринимательства. Онлайн-магазин — это один из способов перехода.
Принцип работы такой же, как и в обычном магазине, где установлен наш бокс, только человек всё делает онлайн. Заходит на наш сайт, выбирает те продукты, которые хочет пожертвовать, оплачивает их. Раз в месяц мы аккумулируем всю сумму, которая собралась на сайте, закупаем продукты у оптовика и делаем централизованную выдачу продуктов нашим благополучателям.
Риски и сложности
Вначале было сложно договариваться об установке боксов. Теперь есть сложности с поиском людей в команду и финансовым ресурсом. В новых городах необходимо следить за качеством работы филиалов. На самом деле, это приятные проблемы: мы развиваемся, поэтому понимаем, что такие сложности неизбежны и готовы их решать.
Чтобы открыть филиал, нужен надежный человек или партнерская организация, которые возьмут на себя все процессы. Нужно осуществлять логистику: следить за боксами, забирать продукты, разбирать их на складе, формировать наборы и распределять их среди благополучателей. Распределять их нужно правильно, чтобы продукты уходили тем, кому они действительно нужны. Всё это требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому мы развиваемся постепенно.
[Чтобы не было претензий со стороны санитарных служб], мы учли опыт похожих проектов — например, в Петербурге это был проект «Общественный холодильник». Но у нас другой формат сбора и распределения помощи. Мы собираем продукты только в фабричной упаковке, без особых условий хранения и всегда проверяем срок годности.
За все собранные продукты ответственность несет производитель, и кроме того, перед их передачей наши волонтеры еще раз проверяют сохранность упаковки и сроки годности.
Наш процесс укладывается во все санитарные нормы: в боксе нет продуктов, требующих каких-либо особых условий хранения. Если туда попадают продукты без фабричной упаковки, просрочка или любой продукт из списка запрещенных нами (алкоголь, сигареты и тому подобное), мы их утилизируем.
Опыт
В Петербурге подводить статистику пока рано, так как мы установили боксы совсем недавно. Но, судя по первым откликам покупателей, всё очень хорошо. У «ВкусВилла» хорошо развита обратная связь с покупателями.
Сложилась практика: наши боксы в первую очередь появляются в тех магазинах, где сами покупатели этого хотят. Покупатели «ВкусВилла» знают о «Дари еду» и просят, чтобы в их магазине появился наш бокс.
Мы планируем увеличить количество филиалов и развивать наш онлайн-магазин. Но наш проект не только про то, что мы раздаем еду. Мы хотим создать инструменты доступной благотворительности. Люди регулярно ходят за продуктами, и мы предоставляем им возможность регулярной благотворительности. Человек знает, что он в любой день может прийти, купить дополнительно продукт и приобщиться к ней. Даже упаковка гречки будет очень полезна семье, которая вынуждена экономить на всем.
Наш онлайн-магазин позволяет быстрее масштабировать эту идею и увеличить объемы собираемой помощи. Даже если в вашем районе нет бокса, вы можете просто зайти на наш сайт, оплатить выбранные продукты и после этого мы передадим их нуждающимся семьям.
Источник Бумага