Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Белорусский президент Александр Лукашенко не отказался от планов ввести в действие скандальный Декрет №3, сообщает «Газета.ру». Он предусматривает меры воздействия на граждан, которые не имеют официального места работы. Обновленный вариант документа вступит в силу с 1 октября. В соответствии с ним тем, кто не работает и не состоит на бирже труда, придется оплачивать 100% стоимости медицинских и образовательных услуг, услуг ЖКХ («коммуналка» в Белоруссии частично субсидируется государством) и прочих социальных благ.
По сравнению с первоначальными подсчетами число «тунеядцев» в стране сократится. По словам Лукашенко, из-под действия декрета выведут «больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств». Останутся «300 тыс. тех, кто должен работать, но не работает, и мы их должны заставить работать».
«Мы вычленим людей по персоналиям: кто может, но не хочет, кто хочет, но не может, и тех, которым надо лопату в зубы — и пошел работать. Пусть на меня не обижаются. Людей надо приучить к труду. Нельзя создавать так называемый класс безработных. Конечно, будет какой-то малый процент людей, которые ни на что не способны. Специфическими методами будем заставлять. Но есть люди, которые могут, но отлынивают. Этих людей надо ставить в такие условия, чтобы они все-таки шли работать», — говорил президент страны на одном из выступлений в августе.
В своей изначальной версии, обнародованной в марте этого года, «закон о тунеядцах» предписывал 470 тысячам граждан страны (каждому десятому трудоспособному) уплатить в госбюджет по $185-200. Для Белоруссии это достаточно большая сумма, поэтому по стране прокатилась волна протестов. На пике общественного возмущения, когда экономические требования могли перерасти в политические, Батька «заморозил» действие декрета до осени. Одновременно он приказал радикально решить проблему занятости, одним махом трудоустроив всех безработных до 1 мая 2017 года.
«По трудоустройству безработных — я уже говорил о тех, кто ведет асоциальный образ жизни, они у нас есть — пьяницы, алкоголики, те действительно тунеядцы, как их называли раньше. К ним — одни методы по принуждению к работе. Тех, кто по несчастью оказался без работы, мы должны каждого принять, и не только в службе занятости, а в органах власти, и оказать помощь. И запомните, в какой бы я район ни приехал, мой помощник выедет туда заранее и пригласит публично безработных людей ко мне на встречу. И не дай бог после 1 мая такие люди будут», — говорил президент страны.
Чтобы не ударить в грязь лицом, чиновники на местах пытаются создать иллюзию того, что безработных в стране не осталось. В Минске с 1 сентября закрылись два центра трудоустройства. Оставшиеся три переименовали в «отделы обслуживания граждан», но вскоре ожидается закрытие двух из них. Причину ликвидации районных центров занятости городские власти объясняют отсутствием соискателей. Согласно данным статистического ведомства «Белстат», по состоянию на 1 августа в Минске уровень безработицы составил 0,4% от экономически активного населения. В целом по стране он выше, но не намного — 0,7%. При этом вакансий на рынке труда, по официальным данным, имеется куда больше, чем соискателей.
В реальности же белорусам даже в столице тяжело найти работу. Они едут на заработки в Россию или в Польшу. Те же, кто остается дома, трудоустраиваются неофициально или временно. На биржу труда никто не идет, поэтому официальный уровень безработицы так мал. Нежелание «светиться» в качестве безработного объясняется тем, что пособие по безработице в стране составляет всего около $10 в месяц (и с него еще удерживают налоги), выплачивается лишь определенный срок. К тому же зарегистрированный в качестве безработного обязан регулярно выходить на неоплачиваемые общественные работы.
В провинции директорам предприятий запрещают сокращать штат, чтобы не портить отчетность. В итоге даже крохотные заводы держат лишних людей, которые работают по 1-2 дня в неделю и получают минимальную работу. Уйти этим людям некуда, поэтому они годами перебиваются случайными заработками, зато с государственной статистикой по безработным полный порядок.
Этой весной в Белоруссии попробовали оценить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ). Оказалось, что среднегодовая безработица в стране составляет 5,8% среди населения в возрасте от 15 до 75 лет, 5,3% — среди людей в трудоспособном возрасте. Тогда министерства социального блока запретили «Белстату» использовать методологию МОТ и предписали учитывать в качестве безработных только официально стоящих на учете граждан. В противном случае вышло бы, что президентское распоряжение «всех трудоустроить» чиновникам выполнить не удалось.
Впрочем, Лукашенко явно что-то подозревает: статистику, представленную подчиненными, он называет «очковтирательством», поскольку до него доходят слухи, что людей продолжают увольнять с предприятий. Виновным в надувательстве президент грозит расправой.
Кампания по «всеобщему трудоустройству», которая тянется с апреля, пока дает обратный эффект. Реальные располагаемые доходы белорусов падают (хотя формально средняя зарплата растет). В настоящий момент более половины (54,9%) населения страны живут не более чем на 400 белорусских рублей ($207) в месяц, сообщает «Белстат».
Понимая это, власти готовятся к очередной серии протестов этой осенью. Политическую волну попытается оседлать белорусская оппозиция. В связи с этим правоохранительные органы провели ряд превентивных задержаний оппозиционных лидеров. Так, несколько суток под арестом провел бывший кандидат в президенты страны Николай Статкевич.
Источник utro