Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Чтобы все дети с ограниченными возможностями здоровья имели право на разные формы обучения, в том числе инклюзивное, необходимо привести нормативную базу Минздрава в соответствие с современным законодательством. Такое мнение высказала корреспонденту ONF.RU исполнительный директор межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» Марьяна Соколова.
По ее словам, специальные врачебные комиссии, определяющие уровень здоровья детей, до сих пор опираются на нормы Минздрава 1980 г., которые позволяют им выдавать заключения о необучаемости из-за физических или психических отклонений в развитии ребенка. Это, в свою очередь, противоречит закону об образовании, гарантирующему право на обучение всем детям с ограниченными возможностями здоровья.
«На будущем особенных детей фактически ставится крест из-за того, что их права и возможности определяют врачи. На основании документа из прошлой эпохи они отказывают детям с умственной отсталостью в праве на обучение. Ребенок-инвалид, если так решат врачи, не может рассчитывать даже на домашнее обучение, не говоря о вариантах инклюзии. Нарушаются конституционные права ребенка, налицо факт дискриминации и полное отсутствие шансов на социальную адаптацию и интеграцию», – отметила Соколова.
Эксперт подчеркнула, что серьезные проблемы вызывает вопрос терминологии, используемой в нормативной базе в образовании. «Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», в том числе «дети-инвалиды», имеет мало отношения к целям, задачам, содержанию работы системы образования, так как относится к категории медико-социальных. Это понятие включает в себя детей с разными нарушениями и заболеваниями, большинство из которых не имеют инвалидности (дети с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с легкой и умеренной умственной отсталостью и др.). В образовании, в отличие от здравоохранения, специальные подходы, методики, технологии направлены не на компенсацию, коррекцию «ограничений здоровья», которые являются причинами проблем, а на следствие этих причин – специфику работы, особенности развития личности в связи с теми или иными первичными нарушениями и ограничениями. В этой связи особенно важно вернуть в образование понятие «дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети-инвалиды», где инвалидность определяет норму дополнительной помощи при создании особых условий в образовательной организации, а не содержание психолого-педагогической коррекционной работы», – сказала она.
Впервые тему отсутствия межведомственного взаимодействия Минобразования и Минздрава, негативно сказывающегося на праве на образование детей с ограничениями здоровья и приведшего к путанице в терминологии, Марьяна Соколова подняла на первом межрегиональном форуме ОНФ, прошедшем в январе в Ставрополе. Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева в ответ пообещала, что вскоре методические указания ведомства от 1980 г. будут пересмотрены.
Источник ОНФ