Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Современное искусство глазами незрячих

Поделись

Расскажите о новости своим друзьям

Лайф сходил в музей современного искусства «Гараж» с двумя инвалидами по зрению и расспросил об их впечатлениях.

— Я вообще не представляю, что такое современное искусство, — говорит Надежда. Мы встретились у центрального входа в парк Горького. Наша цель — выставка «Единомышленники» в музее современного искусства «Гараж». Надежде 41 год. В одной руке у неё трость, на другую намотан поводок пятилетнего лабрадора Узи. У Надежды с рождения дистрофия сетчатки — от нехватки питания оболочка глаза отмирает, стремительно наступает слепота. В детстве она ещё кое-как видела предметы, сейчас же ориентируется только по свету. «Небо чувствую, слева что-то тёмное, наверно, деревья», — отмечает Надежда.

Пока идём в «Гараж», к нам несколько раз подбегают дети — погладить собаку. О том, что Надежда их почти не видит, ребята догадываются не сразу. Женщина, действительно, мало соответствует привычным представлениям об инвалиде по зрению. У неё очки с прозрачными стёклами, макияж, укладка. Идёт она очень уверенной походкой. «Все думают, что если ты инвалид, то должен быть обязательно убогим, ходить в чёрных очках или с глазами навыкате», — говорит Надежда, — но люди все разные, я вот в салон регулярно хожу, брови крашу, маникюр делаю. Если я ничего не вижу, это не значит, что мне безразличен мой внешний вид. Мне нравится выглядеть хорошо". 

Надежда и Юзи идут в "Гараж". Фото: © L!FE / Павел Баранов

Надежда и Юзи идут в «Гараж». Фото: © L!FE / Павел Баранов

В музеи Надежда ходит крайне редко — делать незрячему там особо нечего. Да, иногда дают аудиогид, но понять, о чём идёт речь, всё равно почти невозможно. Узи и вовсе идёт знакомиться с искусством впервые. Хозяйка волнуется — как поведёт себя четвероногий помощник в окружении экспонатов? 

Но «Единомышленники» — выставка необычная. Над экспозицией работ самых популярных современных художников — Каттелана, Раушенберга, Роудса — наравне с кураторами работали люди с разными формами инвалидности. Таким образом, «Гараж» стремился учесть все особенности восприятия искусства людьми с ограниченными возможностями. 

На входе в музей нас встречает менеджер инклюзивных программ Галина Новотворцева, сегодня она будет нашим сопровождающим. Первым делом Галина предлагает Узи миску с водой. Утомлённый летним зноем лабрадор явно рад неожиданному подарку. Дождавшись, когда пёс утолит жажду, отправляемся к выставочным залам.

Первый экспонат — «Страус» Маурицио Каттелана — чучело птицы со спрятанной в «песок» головой.

— Каттелан сделал скульптуру в 1997 году накануне своей выставки, когда параллельно открывалась выставка группы «Молодые британские художники», — рассказывает Галина. — Художник боялся, что на его вечер никто не придёт, и выразил испуг в скульптуре. Для нас это важная работа, мы же тоже боимся и до конца не понимаем, удалась наша инициатива по развитию инклюзивной программы или нет.

Надежда внимательно слушает объяснения экскурсовода и в тоже время тщательно ощупывает тактильную мини-копию «Страуса». Её пальцы медленно движутся по фигурке, не пропуская ни одного сантиметра. Затем Надежда надевает наушники и прослушивает объяснения аудиогида. «Хорошо придумали — теперь я знаю, что страус коричневый и под два метра высотой», — делится она. 

Идём дальше. Надежда и Узи передвигаются по пространству довольно быстро, иногда за ними даже трудно поспеть. Подходим к большому абстрактному холсту Сесиль Браун. Гид подводит героиню к модулю — уменьшенной копии, сделанной из прорезанной резины. Галина подробно описывает картину: «Огромное полотно, преимущественно в светло-розовом тоне». Надежда исследует копию. Работа ей не нравится: «Сюжета нет», — поясняет она.

Картина Сесиль Браун. Фото: © L!FE/Павел Баранов 

Картина Сесиль Браун. Фото: © L!FE/Павел Баранов 

На очереди инсталляция Джейсона Роудса — под потолком большой комнаты развешены разноцветные неоновые слова на английском. Гид интересуется, знает ли Надежда, что такое инсталляция. Надежда не знает, Галина объясняет, а затем рассказывает о работе. Художник четыре года собирал по разным странам эвфемизмы женских гениталий. "Здесь и Cherry — вишенка, — и сладкая норка. Как вы думаете, зачем художнику такая коллекция? — спрашивает экскурсовод. Надежда немного смущается и говорит, что не знает. 

— В семейной жизни люди чаще всего для обозначения интимных вещей используют какие-то слова. Вот они-то здесь и собраны, образуя вместе коллективный портрет любви, — объясняет Галина. 

 

Надежда улыбается и согласно кивает. В это время лабрадор лезет под ограничительную верёвку возле экспоната, Галина сообщает о чрезмерном любопытстве пса, и Надежда тянет его обратно. Идём осматривать модуль для незрячих — пальцы Надежды скользят по надписи Cherry из неоновых трубок.

К нам присоединяется Светлана, 32-летняя женщина из Самары, в Москве она проездом всего на один день. Светлана родилась слепой — врождённая катаракта. В три года сделали операцию, зрение появилось, однако после школы болезнь вернулась, и сейчас Светлана практически ничего не видит. На выставку она пришла под руку с сопровождающим.

Светлана сразу отмечает, что в отличие от многих, она «любит и чувствует современное искусство, главное — внимательно вглядеться».

Все вместе идём к следующему экспонату — «Цветку из дорожных знаков» Роберта Раушенберга. Работа сделана из старых помятых разноцветных дорожных знаков, по форме она действительно напоминает цветок. Надежда и Светлана тщательно ощупывают предложенный им модуль, слушают подсказки экскурсовода: «Вот эта выпуклость — большая надпись «ведутся дорожные работы», вот здесь знак красного цвета».

 

Ни один изгиб, ни одна чёрточка не остаются без внимания Светланы и Надежды. Проходит несколько минут, прежде чем Светлана, улыбаясь, говорит: «Цвета чувствую пальцами, например, красный — он очень яркий». Дорожные указатели она тоже по-своему видит: «Они ржавые и с трещинами».

Надежда с Узи и Светлана с помощником подходят к картине «Сигнальная будка» Нео Раух. Картина с активным сюжетом — герои, окружающая обстановка. Галина описывает подробно описывает оригинал: «Картина висит справа от вас, посередине холста изображён речной канал, слева фигура женщины, вы её видите?»

Незрячие женщины с уверенностью отвечают: «Да». Их руки уже лежат на тактильном модуле, на который перенесены все детали картины, только добавлен объём.

Фото: © L!FE / Павел Баранов

Завершает выставку коллаж Барбары Крюгер: поперёк чёрно-белого портрета мужчины идёт ярко-красная надпись «Я принял вас за кого-то другого».

— Эта надпись сбивает с толку, ведь большинство людей привыкли ориентироваться на впервое впечатление, увидел портрет — сразу должен понять, что за человек. А тут призыв остановиться, задуматься, — объясняет Галина. — Задуматься в том числе и об инвалидах.

Посетительницы уже успели «разглядеть» эту работу. «У него красивое лицо,» — улыбается Светлана. 

Когда приходит пора прощаться, Светлана просит вновь подвести её к работе и долго «всматривается» в портрет незнакомца.

Источник Life

Следите за главными новостями на нашей странице в Вконтакте, в Facebook и OK.

Присоединяйтесь к нам сейчас

Вернуться к разделу

Подпишитесь, чтобы быть вместе!