Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
В сети появилась петиция, где говорится об угрозе для онкобольных: из нового регламента убрали сроки, на которые им давали инвалидность, а значит, ее можно будет снять раньше? Это не так, успокоили в Минтруда, лишать больных инвалидности не позволит закон.
Чтобы внести ясность в эту историю, портал «Милосердие.ru» обратился к независимым экспертам. По их словам, проблема вовсе не в сроках, на которые теперь будут давать инвалидность для онкобольных. Классификации и критерии, введенные новым приказом, могут изначально оставить без этого статуса, а значит, и без необходимых для лечения возможностей, тех, у кого болезнь нашли на ранней стадии, и ее развитие легче всего предотвратить…
«Действительно, в новых критериях убрана фраза о сроке установления инвалидности, – рассказал юрист региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Линь Нгуен. – Если бы все остальное в документе сохранилось, это изменение было бы полезным. В старом варианте человек после пяти лет терял инвалидность. В новом – нет. Это лучше. Но надо смотреть, как изменены возможности установления инвалидности в новом документе».
«В результате изменений законодательства пациенты с онкодиагнозом в I или II стадии поражаются в правах, инвалидность и льготные лекарства теперь становятся для них практически недоступны, особенно, если они лечатся не в регионе постоянного проживания, – говорит директор службы помощи онкологическим больным «Ясное утро» Ольга Гольдман. – Это решение вызывает удивление среди специалистов, занятых в помощи онкологическим пациентам и возмущение среди пациентов, ведь весь курс нашей медицины в последнее время направлен на раннее выявление и быстрое лечение рака.
В новой ситуации пациенты, имеющие шанс на выздоровление, будут вынуждены самостоятельно покупать лекарства без льгот, что, конечно, снизит доступность этих лекарств и повысит количество пациентов в поздних стадиях рака, когда лечение не так успешно и более дорогое.
Со сроками, на которые устанавливается инвалидность, проблем, действительно, нет. Наоборот, положение людей с инвалидностью по онкологии улучшится, ее сложнее будет снять. Но это касается тех, для кого она уже установлена.
Чуть улучшится ситуация для тех онкобольных, кто болеет уже долго и тяжело. Им реже будут снимать инвалидность. Но очень резко понизились критерии для многих, кто еще в начале лечения, кому только предстоит его пройти.
А лечение может быть очень тяжелым: полугодовой курс химиотерапии, например. Работать в это время невозможно, но инвалидность не дадут. Критерии очень сильно изменены: люди с I, II стадией рака будут оставаться без инвалидности.
Курс государства, поддержанный высшим руководством страны, – рано выявлять рак, лечить его в начальных стадиях – идет вразрез с тем, что заложено в этом приказе Минтруда.
Большую обеспокоенность вызывает уменьшение показателей количественной оценки стойких нарушений функций организма по ряду заболеваний, в силу чего страдающие этими заболеваниями пациенты уже точно не смогут рассчитывать на установление инвалидности. Например, если ранее по меланоме кожи даже на I стадии заболевания в течение 5 лет нарушения оценивались в 50%, то в новом приказе меланома кожи I стадии оценивается в 10-30%, что практически сразу исключает возможность установления инвалидности. Аналогичные изменения коснулись многих других видов онкологических заболеваний (на первых стадиях оценка снижена до 10-30% вместо 40-60%, по ряду других злокачественных новообразований – на более поздних стадиях при положительном лечении и «незначительных» нарушений функций организма оценка также понижена). В данной ситуации наличие более высоких показателей количественной оценки даже на определенный период в ранее действующем приказе давало возможность пациентам хотя бы в указанные периоды получить инвалидность и связанные с ней льготы, включая федеральную льготу на лекарственное обеспечение. Однако, теперь такой возможности у данных пациентов нет. И это вызывает у нас больше опасений, чем исключенные периоды установления инвалидности, послужившие основанием петиции «Не позволим лишать инвалидности онкопациентов!». При этом Министерство труда и социальной защиты в своем новостном релизе также акцентирует внимание в основном на сроках установления инвалидности, не комментируя ситуацию с уменьшением показателей количественной оценки стойких нарушений функций организма в ряде случаев по многим онкологическим заболеваниям.
Справка составлена юристами службы помощи онкологическим больным «Ясное утро».
Сравнительная таблица: Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2015 г. (утратил силу) и Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 2019 г. (действующий)
Получается, что лекарства финансируют для тех, кто уже в последней стадии. Это может казаться логичным с той точки зрения, что нужно заботиться о более тяжелых инвалидах. Но это абсолютно нелогично с точки зрения тех, кто инвалидом стать не хочет.
Фото: Денис Абрамов / РИА Новости
Получается, у них отнимают шанс на быстрое излечение. Мы отнимаем у них шанс получить необходимые лекарства.
У каждого онкопациента есть региональная и федеральная льгота. Федеральная связана как раз с наличием инвалидности. Если пациент из региона в начальной стадии ее не получил, и поехал лечиться, например, в Москву, никаких шансов получать препараты бесплатно в Москве у него нет.
У нас каждый год улучшаются показатели выявления и лечения рака. Пациентов на I и II стадии становится больше. И получается, что медицина выявляет этих больных, а Минтруд у них отбирает льготы, финансирование! Как их будут лечить? Раскоординация между социальной защитой и медициной очень мешает, ведь человек один, и проблема у него одна.
Мы составили сравнительную таблицу: например, при первой стадии меланомы нарушение составляло 50%, люди легко могли получить инвалидность. Теперь там 10-30%. А если люди не будут получать инвалидность, они лишатся федеральных льгот. А это и проезд на место лечения, и много другое.
У пациентов с начальными стадиями рака одна и та же проблема: государство предлагает им дженерики. Раньше в них в таких случаях была возможность пробить специальное решение консилиума, о том, что необходим оригинальный препарат, или качественный дженерик вместо плохого.
Большое количество людей в начале заболевания принимает решение приехать в федеральный центр и там пролечиться, или получить назначение.
Сейчас получается, что перемещаясь межу регионами больные поражаются из-за этого в правах. Если нет инвалидности – они смогут получить лишь некоторые лекарства по списку, в своем регионе.
Государство ведет нечестную игру с пациентами, у которых нет ни сил, ни возможности его обыграть, ходить по судам и т.д. То, что было сделано – большое лукавство. На мой взгляд, Минтруд должен выпустить правдивое разъяснение о том, что и для каких пациентов на самом деле улучшилось или ухудшилось.
В официальном разъяснении министерства говорится о сроках. На самом деле со сроками все нормально. А вот то, что сделали с оценкой нарушений, коснется огромного количества людей. В нашей стране пациентов на I и II стадии больше миллиона».
«Последствия изменений еще не видны: по новому приказу бюро МСЭ начали работать лишь после праздников, и пациенты еще не прошли весь цикл обжалования решений, с которыми они не согласны. Но эти последствия неизбежно проявятся», – убеждена руководитель службы помощи онкобольным.
Источник Милосердие