Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Инклюзивное образование детей-инвалидов финансирует бюджет. Как и за счет каких средств подготовить школу к приему таких учеников? Давайте разбираться.
Что такое инклюзивное образование
Инклюзивное образование предполагает совместное обучение как здоровых учащихся, так и инвалидов (людей с ограниченными возможностями здоровья). Такой вывод можно сделать из пункта 27 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
Наиболее распространено на практике инклюзивное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе в связи с ДЦП). Кроме того, при определенных условиях такую форму образования можно сделать доступной для детей с нарушениями зрения и слуха.
При этом инклюзивное образование следует отличать от иных форм, таких как обучение в специализированных учреждениях, дистанционное образование, обучение на дому и т. п. Как же оно должно быть организовано?
Позиция Минобрнауки России по этому вопросу приведена в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. В частности, указано, что развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов должно происходить постепенно. Необходимо предусмотреть планирование и реализацию целого комплекса мер, позволяющих соблюсти все установленные требования.
Получаем господдержку
Особая поддержка людей с ограниченными возможностями – это одно из важнейших направлений обеспечения права на образование. Ее цель – сделать образование общедоступным, предоставить всем гражданам равные шансы на его получение.
Люди с ограниченными возможностями, а также те, кто нуждается в социальной поддержке, как правило, не могут получить качественное образование, если не создать для них специальных условий. Поэтому государство обязано обеспечить им такие условия и предоставить все необходимые средства (п. 5 ст. 5 Закона об образовании).
Средства на организацию инклюзивного образования могут быть выделены из бюджетов всех уровней. Таким образом, соответствующие расходы разрешено финансировать за счет целевых субсидий (КФО 5) и бюджетных инвестиций (КФО 6). Выделение средств образовательным учреждениям, финансируемым из федерального и региональных бюджетов, происходит, как правило, по утвержденным программам.
В настоящее время реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Она утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297.
При этом субсидии из федерального бюджета идут на оснащение обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Условия выделения субсидий региональным бюджетам установлены в приложении № 7 к программе.
Их два:
наличие программы субъекта РФ, на софинансирование которой предоставляется субсидия;
наличие в бюджете региона средств для исполнения расходного обязательства субъекта РФ, на софинансирование которого предоставляется субсидия.
Субъекты РФ получают субсидии в пределах лимитов утвержденных бюджетных обязательств. Основанием для выделения таких средств является соглашение о предоставлении субсидии, которое Минобрнауки России заключает с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Форма соглашения утверждена приказом Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 329.
Какие мероприятия включить в подготовку
Для перехода учреждения на инклюзивное образование нужно провести ряд подготовительных мероприятий.
Однако нетрудно убедиться, что перечисленные далее мероприятия весьма затратны. Они не могут быть полностью реализованы за счет субсидий на выполнение государственного или муниципального задания (тем более что сейчас нормативы субсидий не учитывают осуществление перечисленных расходов).
Создание безбарьерной среды на территории учреждения
Для формирования пригодной для обучения ивналидов среды нужно выполнить ряд работ по переоборудованию.
Если инклюзивное образование организуют в интересах учащихся с нарушениями зрения, отдельные элементы лестниц и дверей должны быть покрашены в контрастные цвета. При необходимости стены и перила оборудуют рельефными элементами. Если есть пороги, то придется приобрести специальные мостики. Также следует предусмотреть дублирование надписей более крупным шрифтом и при необходимости использование шрифта Брайля.
Кроме того, образовательное учреждение должно оборудовать пандусы при входе и в местах переходов, снабдив их перилами и ограждающими бортикам, и, если нужно, заменить покрытие (чтобы исключить соскальзывание инвалидных колясок). Ряд работ надо провести и на прилегающей территории, например выровнять дорожки. Для удобства инвалидов по зрению дорожки также можно оборудовать рельефными полосами, а отдельные элементы территории учреждения выкрасить в яркие цвета. Некоторые виды работ по созданию безбарьерной среды можно провести в рамках текущей деятельности учреждения. Тогда расходы на них могут быть возмещены за счет средств субсидии на выполнение государственного или муниципального задания (по коду 225 КОСГУ) или за счет собственных средств учреждения.
Организация учебного места
В эту группу мероприятий включают прежде всего специальную организацию учебного места конкретного ребенка. В частности, может понадобиться дополнительное пространство для свободного перемещения и место для хранения инвалидных колясок, если речь идет об учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для инвалидов по зрению нужно выделить место, где пол и учебный стол будут оборудованы рельефными элементами.
Оборудование помещений под особые условия
Кроме того, вероятно, потребуется дополнительно оснастить и другие помещения, используемые в учебном процессе. Например, спортивный зал, библиотеку, а также места общего пользования: столовую, туалет, раздевалку и т. д.
Учебные кабинеты, мастерские и лаборатории также должны быть оснащены современным оборудованием и техническими средствами обучения для людей с различными видами ограничений здоровья. В частности, это может быть вычислительная техника, адаптированная для людей с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, электроакустические приборы и индивидуальные наушники для инвалидов по зрению.
Обеспечение учеников автотранспортом
Данная мера нужна, когда учащиеся с нарушениями здоровья не могут самостоятельно добираться от дома (или специализированного лечебного учреждения) до школы и обратно. Если образовательное учреждение уже располагает транспортом и перевозит всех учащихся (или только тех, кто проживает в отдаленных районах), подготовительное мероприятие, как правило, ограничивается дооборудованием автомобилей с учетом перевозки слабовидящих и инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Привлечение специалистов
Для обеспечения реабилитационных и сопутствующих мероприятий привлекают дефектологов, логопедов, психологов и тьюторов – специалистов, которые сопровождают ребенка во время пребывания в учебном заведении и помогают выполнять задания. Это можно сделать различными способами: включить в штатное расписание учреждения дополнительные должности, принять работников на условиях внешнего совместительства или по договорам гражданско-правового характера, заключить со специализированными организациями договоры на оказание соответствующих услуг.
В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету
Источник Главбух