Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Физические нагрузки при сахарном диабете необходимы. Но когда речь идёт о школьниках, очень часто учителя, родители или некоторые врачи стараются ограничить детей даже от лёгких упражнений. Правильно ли это? Вопрос
дискуссионный. Своим мнением по этому поводу поделилась фитнес-инструктор Нина Хромцова, которая не первый год занимается со «сладкими» детьми. Об особенностях своих учеников она знает не понаслышке.
«У моего сына Семёна диабет появился 12 лет назад, когда ему было всего два года.
С тех пор я столкнулась со множеством заблуждений, связанных с этим заболеванием
у детей. И ограничения в физической активности, пожалуй, одни из самых распространённых.
Я помню, что в первое время нам было очень трудно. Многие родители таких ребят были вынуждены уходить на домашний режим воспитания и обучения. Просто, по сути, закрывались дома. Мамы бросали работу, чтобы всё время следить за состоянием ребёнка. Боялись буквально каждого шага, не говоря уже о спорте. Мы
тоже ушли на домашнее воспитание, так как в детском саду не был врача и нам отказали в посещении. И чем ближе была школа, тем сильнее возрастало мое беспокойство: как он будет справляться сам?
В школе ему, как многим мальчишкам, хотелось посещать спортивные секции. Но
всюду нам говорили: «У вас диабет? Извините, мы мальчика не возьмём». Бассейн,
айкидо, тхэквондо, настольный теннис… Везде одна история. Все тренеры
перестраховывались и уверяли, что с нагрузкой справятся только здоровые дети.
Я заинтересовалась этим вопросом детально и прошла курсы переподготовки кадров.
Так я стала инструктором групповых программ фитнеса. Мне было очень интересно, как физнагрузка может помочь людям с диабетом, особенно детям. И уже на практике я поняла, как разумный подход к физической активности самым благоприятным образом влияет на компенсацию заболевания.
Второй год я провожу занятия в детском загородном лагере для школьников с диабетом*. Всего 10 дней, а результаты удивляют даже врачей. Интенсивность и время нагрузки определяются индивидуально и это обязательно должен учитывать педагог. У каждого ребёнка свой коэффициент на физические упражнения.
Например, на 15 минут средней активности ему нужно съесть одну хлебную единицу, и, скажем, на утренние пробежки он добавляет что-то из углеводов. Такой же подсчёт нужен для любых спортивных упражнений. В течение дня мы проводим аэробику, изучаем аэробные шаги под ритмичную музыку, тем самым повышаем пульс для укрепления сердечной мышцы. В результате кардионагрузки в организм поступает больше
кислорода, улучшается кровоток, что помогает усвоению инсулина. Конечно, во время нагрузки нужно следить за состоянием ребёнка. На групповых занятиях рядом с нами обязательно стоит, как мы говорим, «человек-скорая помощь», у которого есть пакет с конфетами или коробочки с соком на случай гипогликемии. При очень низком или
очень высоком сахаре заниматься физкультурой нельзя. Надо привести гликемию в норму и спустя некоторое время, по самочувствию, можно вернуться к упражнениям.
Очень важно не превратить это в рутину и оставить элемент игры, развлечения. Каждый вечер мы проводили для ребят дискотеки, где они, как они сами говорят,
«сжигали сахар» перед сном. На второй ужин они получают запас быстрых углеводов, чтобы не допустить ночной гипогликемии. Если ребёнок много двигается, то его диета не должна ограничиваться 9 столом. Нужно скорректировать питание, чтобы восполнять его энергозатраты и повышать выносливость.
В лагере бывают эстафеты, различные командные соревнования или личный зачёт - дети крутят обруч, на скорость прыгают на скакалке… Многие удивляются, но наши «сахарочки» справляются лучше, чем здоровые дети, которые приехали в лагерь на обычные смены! В прошлом году мы заняли почти все призовые места и увезли кучу
медалей. Представляете, как это повысило самооценку ребят? Но самое главное — это идеальная компенсация диабета. Нагрузка помогает метаболизму и усваиваемость инсулина проходит гораздо лучше, он не остаётся в теле бесполезным. Сахара выравниваются, а значит, нет опасности осложнений на сосуды, глаза, почки, ноги.
Скоро ребята вернутся в школу и, увы, судя по-моему опыту, многие снова столкнутся с ограничениями на уроках физкультуры. Думаю, здесь важна настойчивость родителей и умение наладить диалог с учителем. Со временем мне удалось сгладить вопрос физической нагрузки в нашей школе, мой сын так же как и здоровые одноклассники сдаёт нормы ГТО, участвует в соревнованиях и эстафетах. Конечно, мы не требуем от него олимпийских результатов, он не старается прыгнуть выше головы, а разумно расходует свои силы. Здесь главное правило — не навреди.
Когда таким детям отказывают в секциях или ограничивают на обычных уроках физкультуры, я думаю, речь, прежде всего, о боязни ответственности. Это неготовность работать с исключениями из правил и нежелание искать индивидуальный подход. Легче всего сказать ребёнку «нельзя», но при этом, даже если не брать во внимание его физическое состояние, у него развивается комплекс неполноценности и появляются проблемы с социализацией.
Недавно у нас появилось семейное волонтёрское движение (мы с сыном вдвоем его курируем), где, помимо прочего, я всегда стараюсь объяснять, как важно развивать детей физически. Я бы хотела посоветовать родителям особенных детей поддерживать их желание быть активными. Если у вас нет возможности посещать
секции, подарите ребёнку велосипед, лыжи, коньки, скейт, ролики…
Я знаю ребят с сахарным диабетом, которые почти профессионально владеют трюковыми самокатами, а сейчас это, как они сами говорят, «в тренде». Если они видят вашу поддержку, то и сами будут легче переносить заболевание, станут сильнее и увереннее в себе».
*Проект инициирован Свердловским диабетическим обществом при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области. В июле в палаточном лагере арамильского «Парка сказов» состоялся второй областной слёт волонтёров «Поделись добром», в котором приняли участие 30 школьников с сахарным диабетом.