Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
ИНФОПОМОЩЬ
Инфопомощь – ресурсный центр, оказывающую поддержку детям и взрослым с инвалидностью, а также их детям. Этот проект реализует ассоциацией «Особые люди», при поддержки Министерства социальной защиты населения Свердловской области.Полсотни уральских детей, оставшихся без попечения родителей, приняли участие в выездном этапе творческого конкурса «Созвездие». По его итогам отобрано 15 лучших творческих коллективов и индивидуальных исполнителей. Общее число участников – 50 финалистов из 10 городов Свердловской области: Екатеринбурга, Алапаевска, Каменска-Уральского, Красноуральска, Первоуральска, Нижней Салды, Нижнего Тагила, Волчанска, Кировграда и Нижней Туры. Они представят свои творческие номера на гала-концерте 25 апреля.
Стартовал пятый юбилейный сезон Всероссийского конкурса «Большая перемена» – самого масштабного проекта для детей и подростков в стране. Впервые в этом году в конкурсе смогут принять участие школьники 1-4 классов.
Отношение общества к людям с нарушениями развития на протяжении времен было неодинаковым. В средневековье господствовало представление о физических дефектах как о наказании за грехи или знаке причастности к злым духам, поэтому людей с физическими недостатками избегали и боялись, а наиболее приемлемым образом жизни для «больных», с точки зрения физически полноценного общества, было заточение, изоляция.
Современная эпоха устанавливает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения включают соблюдение прав человека, в том числе право на медицинское обслуживание, образование и труд.
Целый ряд исследований, направленных на изучение условий возникновения и последствий заболеваний, функционирования мозга, был проведен после Первой мировой войны. Благодаря новым знаниям изменилось отношение общества к инвалидам. Произошли изменения в социальной политике, и прежде всего в создании системы услуг. Определенный шаг в сторону признания прав и достоинств инвалидов продемонстрировали США, где в 1933 году пост президента занял Франклин Рузвельт, обе ноги которого были парализованы. Инвалиды Второй мировой войны также способствовали популяризации идеи человеческого достоинства.
В 1950–1960 годы сначала в Швеции, а затем и в других странах Запада стал меняться подход в отношении инвалидов. Люди с ограниченными возможностями постепенно смогли жить самостоятельно. В большинстве современных жилищных проектов представлены так называемые групповые дома, где жильцы имеют общие расходы на питание, транспорт и дежурную помощь. Такие дома появились на Западе уже с начала 1970-х годов, вытеснив дома-интернаты для инвалидов.
Примерно с конца 1960-х — начала 1970-х годов правительства США, Швеции и некоторых других развитых стран под влиянием общественных движений инвалидов и результатов исследований начали проводить политику «деинституциализации». Речь шла о том, чтобы люди, содержавшиеся в закрытых учреждениях-институциях (интернатах, колониях, психиатрических госпиталях, детских домах), обрели возможность жить, получать лечение, проходить реабилитационные, коррекционные и образовательные программы в более мягких условиях. Такие условия могли предоставить приемные семьи, диспансеры, службы социально-психологической поддержки, добровольческие программы помощи и так называемые групповые дома (малокомплектные интернаты на 8–10 человек, включая немногочисленный персонал). В основе идеи групповых домов находилось гуманистическое убеждение, что люди с иными нарушениями могут достаточно самостоятельно жить в общине, быть включенными в социальный мир.
В то время утверждались принципы защиты прав клиента и уважения человеческого достоинства, согласно которым людям следует жить и получать необходимые услуги (медицинские, образовательные, социальные) в наименее ограничивающем окружении. Ведь известно, что у детей, которые большую часть времени проводят в интернате, отсутствует личный опыт интимных, близких, человеческих отношений. Привыкая к тому, что к ним относятся как к беспомощным и неспособным, дети-сироты демонстрируют соответствующие модели поведения, чтобы снизить уровень предъявляемых к ним требований. Частично опыт взросления приобретается тогда, когда мы учимся на своих ошибках. Наблюдения специалистов позволили сделать вывод, что работающие с социально ограниченными людьми сознательно или неосознанно относились к ним так, будто те нуждались в постоянной защите от причуд системы социального обеспечения, от жестокости «нормального» мира, от их собственных «нехороших импульсов».
Нарушения физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма, старение или болезнь, — больше, чем просто медицинское явление. Как конкретное нарушение отразится на самом человеке (будь то взрослый или ребенок), его семье, окружающих, зависит от того, насколько гуманно и цивилизованно общество в целом. Даже отношение к инвалиду в семье во многом может зависеть от отношения к нему в обществе. Вот почему ограничение возможностей следует рассматривать как явление, характеризующееся не только нарушениями функций организма, но и недостаточностью внешних условий; и первые и второе делают деятельность человека (в том числе функционирование его органов) затрудненной или невозможной. Причиной ограниченных возможностей может стать, например, несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг.
В мире свыше 500 млн человек являются инвалидами вследствие физических, сенсорных, иных расстройств. Эти люди не могут вести полноценный образ жизни из-за барьеров различного характера, препятствующих успешной социализации. Важная задача общества состоит в выявлении и устранении затруднений, осложняющих жизнедеятельность инвалидов. Одним из очевидных направлений в решении проблемы успешной социализации людей с ограниченными физическими возможностями является создание условий беспрепятственного передвижения, то есть в первую очередь устранение строительных барьеров, что обеспечило бы возможность свободного доступа для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным, производственным зданиям, сооружениям и помещениям, местам отдыха и досуга.
Наличие тяжелого физического дефекта формирует у человека определенное отношение к своему заболеванию, что существенно сказывается на социальной активности. Субъективная оценка тяжести состояния является фактором, детерминирующим различную степень социальной активности.
Круг интересов инвалида столь же широк, как у здоровых людей. Можно предположить — даже более широк, чем у здорового населения, что объясняется попыткой компенсировать свой дефект, сделать свою среду обитания более разнообразной.
Все жизненно важные потребности инвалидов связаны с необходимостью приспособления среды обитания к анатомическому дефекту и функциональным нарушениям.
Критерием оценки политики в отношении инвалидов является доступность для них физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также информации и каналов коммуникации.
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача — создание для инвалидов возможностей, равных возможностям остальных членов общества, во всех сферах жизни — физической, социальной, экономической, культурной, в сфере здравоохранения и образования, информации и связи.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одним из важнейших условий обеспечения их прав и свобод. Всеобщей декларацией прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, предусмотрено право на равенство возможностей.
Организация объединенных наций (ООН) в 1983–1992 годах проводила десятилетие инвалидов, а в 1992 году учредила ежегодный Международный день инвалидов — 3 декабря.
Конвенция о правах инвалидов, утвержденная резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года, подписанная Российской Федерацией 24 сентября 2008 года (далее — Конвенция), устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, в том числе информационно-коммуникационным технологиям и системам, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Эти меры, предполагающие также выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: а) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; б) информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы; в) социальные программы и социальные услуги, включая реабилитацию, обусловливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых строится политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Обеспечение для инвалидов доступа к объектам социальной инфраструктуры означает возможность посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и помещения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-досуговые и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные путем устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Важнейшим условием формирования доступной среды является индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному инвалиду с учетом его потребностей, окружения, семейных условий, образования, вида трудовой деятельности, личностных особенностей и на основании сопоставления желаний инвалида и его объективных возможностей.
Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 года, «государствам следует: а) осуществлять программы действий с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».
Основной целью российской государственной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
В 90-х годах ХХ века в Российской Федерации была сформирована нормативная база для создания доступной для инвалида адекватной среды обитания. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены обязанности органов власти всех уровней, предприятий и организаций всех форм собственности обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, создавать условия для беспрепятственного пользования всеми видами пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни принята государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, основными задачами которой определены оценка состояния доступности и повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам и иные задачи.
Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает также возможность пользоваться средствами связи и информации, в том числе услугами телефонной связи, интернет-связи, слушать радио и смотреть телевизор.
В соответствии с транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года доля подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, в общем количестве подвижного состава этого парка с учетом социальных стандартов должна составлять: в 2010 году — 8 %, в 2015 году — 25 %, в 2020 году — 55 %, в 2030 году — 90 %.
Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» пассажир на инвалидной коляске может лететь без сопровождения «под наблюдением перевозчика, по согласованию с перевозчиком и после оформления письменного заявления». Российские авиакомпании трактуют этот пункт в свою пользу и не всегда пускают на борт инвалидов в коляске без сопровождения. Иногда авиакомпании неправомерно отказываются продать билет на самолет инвалидам-колясочникам.
Между тем крупнейшие отечественные авиа компании с каждым годом все больше стремятся обеспечить соответствие своих услуг международным стандартам.
В соответствии с международными стандартами при бронировании билетов для пассажиров-инвалидов должна заранее обговариваться степень инвалидности, способность к передвижению и потребность в кислородном баллоне. За рубежом пассажир по своему желанию может прибегнуть к услугам медпункта и полететь с сопровождающим лицом.
Пассажирам с отсутствующим зрением и следующим в сопровождении собаки-поводыря разрешено провести животное бесплатно в пассажирский салон. Собака во время полета должна быть привязана у ног пассажира и иметь намордник. Инвалид должен иметь при себе официальный документ, подтверждающий прохождение животным специальной тренировки.
Для инвалида, который летит с инвалидной коляской, предоставляется одно место, а коляска сдается в багаж с особой маркировкой — «Special assistance».
При перевозке пассажира, нуждающегося в подключении системы жизнеобеспечения, на борту предоставляется возможность воспользоваться источником электропитания.
Если пассажир нуждается в носилках, то бронируется несколько мест (обычно три ряда по два кресла). По прилете работники медпункта и сотрудник пограничного контроля для проверки документов поднимаются на борт, после чего пассажира доставляют в медпункт на специальном транспорте. В медпункте в присутствии пассажира и инспектора таможни осуществляется прохождение таможенного контроля.
Железнодорожный транспорт в России недостаточно оборудован для перевозки инвалидов. Например, посадка в вагон инвалидов на коляске должна производиться мобильными подъемниками с электромоторным оборудованием, хотя имеется определенная нормативная база, обязывающая перевозчика оборудовать посадочные перроны такими спецсредствами.
Одной из задач гражданского общества в нашей стране является обеспечение открытости и доступности государственной и иной социально значимой информации для инвалидов.
Решению проблемы доступности веб-контента для инвалидов были посвящены рекомендации, разработанные в 1999 году Консорциумом Всемирной паутины (W3C) — Web Content Accessibility Guidelines (WCAG). В конце 2008 года была принята новая — вторая — версия рекомендаций, а с 2009 года в России вступил в силу ГОСТ Р 52872–2007 «Интернетресурсы.
Требования доступности для инвалидов по зрению».
Несмотря на наличие всеобъемлющих рекомендаций, большинство сайтов в Интернете пока не адаптировано для просмотра людьми с ограниченными физическими возможностями.
Почему российские веб-дизайнеры и владельцы сайтов равнодушны к информационным потребностям инвалидов, в чем заключаются эти потребности и что можно сделать для их удовлетворения? Среди основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в Интернете, следует выделить «безальтернативную» графическую информацию — она не может быть озвучена с помощью программ для чтения с экрана (screen reader), — например, системы защиты от автоматических регистраций (CAPTCHA); определенные сложности создают перегруженность страниц сайтов декоративными, малосодержательными элементами (графические украшения, баннеры, flash-ролики и т. д.) и излишне сложный, а часто неправильный код веб-страниц, затрудняющий навигацию по сайту и страницам с помощью программ для чтения с экрана.
Сегодня лишь некоторые российские сайты приведены в соответствие с ГОСТ Р 52872– 2007, например сайты представительства Организации Объединенных Наций в России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение доступа в Интернет для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, является исключительно важной социально значимой задачей; в связи с этим необхо димым шагом представляется принятие государственного стандарта, определяющего основные параметры сайтов, так чтобы последние были приспособлены для восприятия инвалидами. Стандарт будет способствовать настолько полному предоставлению интернет-услуг людям с ограниченным зрением, насколько это технически возможно, учитывая глобальность Интернета и специфику разработки сайтов.
Одной из причин игнорирования в виртуальной среде потребностей инвалидов является низкая заинтересованность российского интернет-бизнеса в соответствующей аудитории, а готовность приспосабливать сайты под запросы людей с ограниченными физическими возможностями из чистого альтруизма оценивается им скептически. Решительно изменить ситуацию могло бы придание обязательной, а не рекомендательной силы ГОСТ Р 52872–2007 в отношении сайтов органов государственной власти, что послужило бы катализатором для коммерческого сектора.
Установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения предусмотренных нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи (статьи 9.13, 9.14, 11.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — КоАП РФ). Размер штрафа для должностных лиц составляет 2–3 тысячи рублей, для юридических лиц — 20–30 тысяч рублей.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
При этом государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Вопрос о возложении расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Рис. 1. Входная группа оборудована кнопкой вызова, необходима возможность подъезда с тротуара Рис. 2. Входные группы недоступны доступа к объектам инфраструктуры на органы местного самоуправления был предметом рассмотрения в Конституционном cуде РФ (Определение от 13.05.2010 года № 689-О-О).
Суд указал, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагаются на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, которые обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами этих предприятий, учреждений и организаций.
Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы.
В случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.