Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

ИНФОПОМОЩЬ

Инфопомощь – ресурсный центр, оказывающую поддержку детям и взрослым с инвалидностью, а также их детям. Этот проект реализует ассоциацией «Особые люди», при поддержки Министерства социальной защиты населения Свердловской области.
Новости

Полсотни уральских детей, оставшихся без попечения родителей, приняли участие в выездном этапе творческого конкурса «Созвездие». По его итогам отобрано 15 лучших творческих коллективов и индивидуальных исполнителей. Общее число участников – 50 финалистов из 10 городов Свердловской области: Екатеринбурга, Алапаевска, Каменска-Уральского, Красноуральска, Первоуральска, Нижней Салды, Нижнего Тагила, Волчанска, Кировграда и Нижней Туры. Они представят свои творческие номера на гала-концерте 25 апреля.

Стартовал пятый юбилейный сезон Всероссийского конкурса «Большая перемена» – самого масштабного проекта для детей и подростков в стране. Впервые в этом году в конкурсе смогут принять участие школьники 1-4 классов.

Актуальность вопроса создания доступной среды жизнедеятельности

Отношение общества к людям с нарушениями  развития на протяжении времен  было неодинаковым. В средневековье господствовало  представление о физических  дефектах как о наказании за грехи или знаке  причастности к злым духам, поэтому людей с  физическими недостатками избегали и боялись,  а наиболее приемлемым образом жизни  для «больных», с точки зрения физически полноценного  общества, было заточение, изоляция.

Современная эпоха устанавливает социальную  справедливость и равноправие в качестве  нравственных основ общества. Принципы  уважения человеческого достоинства  независимо от состояния физического и психического  здоровья, возраста, пола, вероисповедания  и социального положения включают  соблюдение прав человека, в том числе  право на медицинское обслуживание, образование  и труд.

Целый ряд исследований, направленных  на изучение условий возникновения и последствий  заболеваний, функционирования  мозга, был проведен после Первой мировой  войны. Благодаря новым знаниям изменилось  отношение общества к инвалидам. Произошли  изменения в социальной политике,  и прежде всего в создании системы услуг. Определенный  шаг в сторону признания прав и  достоинств инвалидов продемонстрировали  США, где в 1933 году пост президента занял  Франклин Рузвельт, обе ноги которого были  парализованы. Инвалиды Второй мировой  войны также способствовали популяризации  идеи человеческого достоинства.

В 1950–1960 годы сначала в Швеции, а затем  и в других странах Запада стал меняться  подход в отношении инвалидов. Люди с ограниченными  возможностями постепенно смогли  жить самостоятельно. В большинстве современных  жилищных проектов представлены  так называемые групповые дома, где жильцы  имеют общие расходы на питание, транспорт  и дежурную помощь. Такие дома появились  на Западе уже с начала 1970-х годов, вытеснив  дома-интернаты для инвалидов.

Примерно с конца 1960-х — начала 1970-х  годов правительства США, Швеции и некоторых  других развитых стран под влиянием  общественных движений инвалидов и результатов  исследований начали проводить  политику «деинституциализации». Речь шла о  том, чтобы люди, содержавшиеся в закрытых  учреждениях-институциях (интернатах, колониях,  психиатрических госпиталях, детских  домах), обрели возможность жить, получать  лечение, проходить реабилитационные, коррекционные  и образовательные программы  в более мягких условиях. Такие условия могли  предоставить приемные семьи, диспансеры,  службы социально-психологической поддержки,  добровольческие программы помощи  и так называемые групповые дома (малокомплектные  интернаты на 8–10 человек, включая  немногочисленный персонал). В основе  идеи групповых домов находилось гуманистическое  убеждение, что люди с иными нарушениями могут достаточно самостоятельно  жить в общине, быть включенными в социальный  мир.

В то время утверждались принципы защиты  прав клиента и уважения человеческого  достоинства, согласно которым людям следует  жить и получать необходимые услуги (медицинские,  образовательные, социальные) в  наименее ограничивающем окружении. Ведь  известно, что у детей, которые большую часть  времени проводят в интернате, отсутствует  личный опыт интимных, близких, человеческих  отношений. Привыкая к тому, что к ним относятся  как к беспомощным и неспособным,  дети-сироты демонстрируют соответствующие  модели поведения, чтобы снизить уровень  предъявляемых к ним требований. Частично  опыт взросления приобретается тогда, когда мы учимся на своих ошибках. Наблюдения  специалистов позволили сделать вывод,  что работающие с социально ограниченными  людьми сознательно или неосознанно  относились к ним так, будто те нуждались в  постоянной защите от причуд системы социального  обеспечения, от жестокости «нормального» мира, от их собственных «нехороших  импульсов».

Нарушения физического или психического  развития, как и любое функциональное изменение  организма, старение или болезнь, —  больше, чем просто медицинское явление. Как конкретное нарушение отразится на самом  человеке (будь то взрослый или ребенок),  его семье, окружающих, зависит от того, насколько  гуманно и цивилизованно общество  в целом. Даже отношение к инвалиду в семье  во многом может зависеть от отношения  к нему в обществе. Вот почему ограничение  возможностей следует рассматривать как явление,  характеризующееся не только нарушениями  функций организма, но и недостаточностью  внешних условий; и первые и второе  делают деятельность человека (в том числе  функционирование его органов) затрудненной  или невозможной. Причиной ограниченных  возможностей может стать, например,  несовершенство образовательных программ,  медицинских и социальных услуг.

В мире свыше 500 млн человек являются  инвалидами вследствие физических,  сенсорных, иных расстройств. Эти люди не могут  вести полноценный образ жизни из-за барьеров  различного характера, препятствующих  успешной социализации. Важная задача общества  состоит в выявлении и устранении затруднений,  осложняющих жизнедеятельность  инвалидов. Одним из очевидных направлений  в решении проблемы успешной социализации  людей с ограниченными физическими возможностями  является создание условий беспрепятственного  передвижения, то есть в первую  очередь устранение строительных барьеров,  что обеспечило бы возможность свободного  доступа для инвалидов к объектам социальной  инфраструктуры: жилым, общественным, производственным  зданиям, сооружениям и помещениям,  местам отдыха и досуга.

Наличие тяжелого физического дефекта  формирует у человека определенное отношение  к своему заболеванию, что существенно  сказывается на социальной активности. Субъективная  оценка тяжести состояния является  фактором, детерминирующим различную степень  социальной активности.

Круг интересов инвалида столь же широк,  как у здоровых людей. Можно предположить  — даже более широк, чем у здорового  населения, что объясняется попыткой компенсировать  свой дефект, сделать свою среду  обитания более разнообразной.

Все жизненно важные потребности инвалидов  связаны с необходимостью приспособления  среды обитания к анатомическому  дефекту и функциональным нарушениям.

Критерием оценки политики в отношении  инвалидов является доступность для них физической  среды, включая жилье, транспорт,  образование, работу и культуру, а также информации  и каналов коммуникации.

Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся  значительными, ежегодно  возрастающими объемами финансирования  из бюджетов всех уровней, остается нерешенной  важнейшая социальная задача — создание  для инвалидов возможностей, равных  возможностям остальных членов общества,  во всех сферах жизни — физической, социальной,  экономической, культурной, в сфере  здравоохранения и образования, информации  и связи.

Доступность для инвалидов различных  структур общества и окружающей среды  является одним из важнейших условий  обеспечения их прав и свобод. Всеобщей  декларацией прав человека, принятой резолюцией  217 А (III) Генеральной Ассамблеи  Организации Объединенных Наций от 10 декабря  1948 года, предусмотрено право на равенство  возможностей.

Организация объединенных наций (ООН)  в 1983–1992 годах проводила десятилетие  инвалидов, а в 1992 году учредила ежегодный  Международный день инвалидов — 3 декабря.

Конвенция о правах инвалидов, утвержденная  резолюцией 61/106 Генеральной  Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года и  вступившая в силу 3 мая 2008 года, подписанная  Российской Федерацией 24 сентября  2008 года (далее — Конвенция), устанавливает,  что государства-участники принимают надлежащие  меры для обеспечения инвалидам  доступа наравне с другими к физическому  окружению, транспорту, информации и связи,  в том числе информационно-коммуникационным  технологиям и системам, а также к другим  объектам и услугам, открытым или  предоставляемым  для населения.

Эти меры, предполагающие также выявление  и устранение препятствий и барьеров,  мешающих доступности, должны распространяться,  в частности:  а) на здания, дороги, транспорт, другие  внутренние и внешние объекты, включая  школы, жилые дома, медицинские учреждения  и рабочие места;  б) информационные, коммуникационные  и другие службы, включая электронные службы  и экстренные службы;  в) социальные программы и социальные  услуги, включая реабилитацию, обусловливающие  возможность эффективной социальной  адаптации инвалидов в обществе.

Подписание Конвенции Российской Федерацией  фактически утвердило принципы,  на которых строится политика государства в  отношении инвалидов. Для Российской Федерации  подписание Конвенции является показателем  готовности страны к соблюдению  международных стандартов экономических,  социальных, юридических и других прав инвалидов.

Обеспечение для инвалидов доступа к объектам  социальной инфраструктуры означает  возможность посещать жилые, общественные  и производственные здания, строения и  помещения, а также спортивные сооружения,  места отдыха, культурно-досуговые и другие  учреждения, а также возможность пользоваться  железнодорожным, воздушным, водным,  междугородным автомобильным транспортом  и всеми видами городского и пригородного  пассажирского транспорта.

С учетом требований Конвенции, а также  положений Международной классификации  функционирования, ограничений жизнедеятельности  и здоровья (МКФ) доступная среда  может определяться как физическое окружение,  транспорт, информация и связь, дооборудованные  путем устранения препятствий и  барьеров, возникающих у индивида или группы  людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее  возможного использования соответствующей  группой населения.

Важнейшим условием формирования доступной  среды является индивидуальный  подход в решении вопросов доступности  применительно к каждому конкретному инвалиду  с учетом его потребностей, окружения,  семейных условий, образования, вида трудовой  деятельности, личностных особенностей  и на основании сопоставления желаний инвалида  и его объективных возможностей.

Согласно Стандартным правилам обеспечения  равных возможностей для инвалидов,  принятых резолюцией 48/96 Генеральной  Ассамблеи ООН от 20.12.1993 года, «государствам  следует: а) осуществлять программы  действий с тем, чтобы сделать материальное  окружение доступным для инвалидов; b) принимать  меры для обеспечения им доступа к  информации и коммуникациям».

Основной целью российской государственной  политики в отношении инвалидов  является обеспечение им равных с другими  гражданами возможностей в реализации  гражданских, экономических, политических и  других прав и свобод, предусмотренных Конституцией  РФ.

В 90-х годах ХХ века в Российской Федерации  была сформирована нормативная база  для создания доступной для инвалида адекватной  среды обитания. Федеральным законом  от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации» определены обязанности органов  власти всех уровней, предприятий и  организаций всех форм собственности обеспечивать  беспрепятственный доступ инвалидов  к объектам социальной инфраструктуры,  создавать условия для беспрепятственного  пользования всеми видами пассажирского  транспорта, средствами связи и информации.

В целях формирования условий для беспрепятственного  доступа инвалидов и других  маломобильных групп населения к объектам  и услугам, а также интеграции инвалидов  с обществом и повышения уровня их  жизни принята государственная программа  «Доступная среда» на 2011–2015 годы, основными  задачами которой определены оценка  состояния доступности и повышение уровня  доступности приоритетных объектов и услуг  в приоритетных сферах жизнедеятельности  инвалидов и других маломобильных групп  населения; устранение социальной разобщенности  инвалидов и граждан, не являющихся  инвалидами; обеспечение равного  доступа инвалидов к реабилитационным услугам  и иные задачи.

Возможность доступа инвалидов к объектам  социальной инфраструктуры означает  также возможность пользоваться средствами  связи и информации, в том числе услугами телефонной  связи, интернет-связи, слушать радио  и смотреть телевизор.

В соответствии с транспортной стратегией  Российской Федерации на период до  2030 года доля подвижного состава автомобильного  и городского наземного электрического  транспорта общего пользования,  оборудованного для перевозки маломобильных  граждан, в общем количестве подвижного  состава этого парка с учетом социальных  стандартов должна составлять: в 2010 году —  8 %, в 2015 году — 25 %, в 2020 году — 55 %,  в 2030 году — 90 %.

Согласно Федеральным авиационным правилам  «Общие правила воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и требования к  обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,  грузополучателей» пассажир на инвалидной  коляске может лететь без сопровождения  «под наблюдением перевозчика, по согласованию  с перевозчиком и после оформления  письменного заявления». Российские авиакомпании  трактуют этот пункт в свою пользу  и не всегда пускают на борт инвалидов в коляске  без сопровождения. Иногда авиакомпании  неправомерно отказываются продать  билет на самолет инвалидам-колясочникам.

Между тем крупнейшие отечественные авиа компании с каждым годом все больше стремятся  обеспечить соответствие своих услуг  международным стандартам.

В соответствии с международными стандартами  при бронировании билетов для  пассажиров-инвалидов должна заранее обговариваться  степень инвалидности, способность  к передвижению и потребность в кислородном  баллоне. За рубежом пассажир по  своему желанию может прибегнуть к услугам  медпункта и полететь с сопровождающим  лицом.

Пассажирам с отсутствующим зрением и  следующим в сопровождении собаки-поводыря  разрешено провести животное бесплатно  в пассажирский салон. Собака во время полета  должна быть привязана у ног пассажира  и иметь намордник. Инвалид должен иметь  при себе официальный документ, подтверждающий  прохождение животным специальной  тренировки.

Для инвалида, который летит с инвалидной  коляской, предоставляется одно место,  а коляска сдается в багаж с особой маркировкой  — «Special assistance».

При перевозке пассажира, нуждающегося  в подключении системы жизнеобеспечения,  на борту предоставляется возможность  воспользоваться источником электропитания.

Если пассажир нуждается в носилках, то  бронируется несколько мест (обычно три  ряда по два кресла). По прилете работники  медпункта и сотрудник пограничного контроля  для проверки документов поднимаются  на борт, после чего пассажира доставляют в  медпункт на специальном транспорте. В медпункте  в присутствии пассажира и инспектора  таможни осуществляется прохождение таможенного  контроля.

Железнодорожный транспорт в России  недостаточно оборудован для перевозки  инвалидов. Например, посадка в вагон инвалидов  на коляске должна производиться мобильными  подъемниками с электромоторным  оборудованием, хотя имеется определенная  нормативная база, обязывающая перевозчика  оборудовать посадочные перроны такими  спецсредствами.

Одной из задач гражданского общества в  нашей стране является обеспечение открытости  и доступности государственной и иной  социально значимой информации для инвалидов.

Решению проблемы доступности веб-контента  для инвалидов были посвящены рекомендации,  разработанные в 1999 году Консорциумом  Всемирной паутины (W3C) — Web  Content Accessibility Guidelines (WCAG). В конце  2008 года была принята новая — вторая —  версия рекомендаций, а с 2009 года в России  вступил в силу ГОСТ Р 52872–2007 «Интернетресурсы.

Требования доступности для инвалидов  по зрению».

Несмотря на наличие всеобъемлющих рекомендаций,  большинство сайтов в Интернете  пока не адаптировано для просмотра людьми  с ограниченными физическими возможностями.

Почему российские веб-дизайнеры и  владельцы сайтов равнодушны к информационным  потребностям инвалидов, в чем заключаются  эти потребности и что можно сделать  для их удовлетворения?  Среди основных проблем, с которыми  сталкиваются инвалиды в Интернете, следует  выделить «безальтернативную» графическую  информацию — она не может быть озвучена  с помощью программ для чтения с экрана  (screen reader), — например, системы защиты  от автоматических регистраций (CAPTCHA);  определенные сложности создают перегруженность  страниц сайтов декоративными, малосодержательными  элементами (графические  украшения, баннеры, flash-ролики и т. д.)  и излишне сложный, а часто неправильный  код веб-страниц, затрудняющий навигацию  по сайту и страницам с помощью программ  для чтения с экрана.

Сегодня лишь некоторые российские сайты  приведены в соответствие с ГОСТ Р 52872–  2007, например сайты представительства  Организации Объединенных Наций в России  и Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации.

Обеспечение доступа в Интернет для инвалидов,  в том числе инвалидов по зрению,  является исключительно важной социально  значимой задачей; в связи с этим необхо димым шагом представляется принятие государственного  стандарта, определяющего  основные параметры сайтов, так чтобы последние  были приспособлены для восприятия  инвалидами. Стандарт будет способствовать  настолько полному предоставлению  интернет-услуг людям с ограниченным зрением,  насколько это технически возможно,  учитывая глобальность Интернета и специфику  разработки сайтов.

Одной из причин игнорирования в виртуальной  среде потребностей инвалидов является  низкая заинтересованность российского  интернет-бизнеса в соответствующей аудитории,  а готовность приспосабливать сайты под  запросы людей с ограниченными физическими  возможностями из чистого альтруизма оценивается  им скептически. Решительно изменить  ситуацию могло бы придание обязательной, а  не рекомендательной силы ГОСТ Р 52872–2007  в отношении сайтов органов государственной  власти, что послужило бы катализатором для  коммерческого сектора.

Установлена административная ответственность  юридических и должностных  лиц за уклонение от исполнения предусмотренных  нормативными правовыми актами  требований к созданию условий инвалидам  для беспрепятственного доступа к объектам  инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,  а также для беспрепятственного  пользования железнодорожным, воздушным,  водным, междугородным автомобильным  транспортом и всеми видами городского и  пригородного пассажирского транспорта,  средствами связи (статьи 9.13, 9.14, 11.24 Кодекса  об административных правонарушениях  Российской Федерации — КоАП РФ). Размер  штрафа для должностных лиц составляет  2–3 тысячи рублей, для юридических лиц —  20–30 тысяч рублей.

При новом проектировании и реконструкции  общественных, жилых и промышленных  зданий следует, как правило, предусматривать  для инвалидов и граждан других  маломобильных групп населения условия  жизнедеятельности, равные с остальными  категориями населения.

При этом государственные и муниципальные  расходы на создание условий инвалидам  для беспрепятственного доступа к объектам  осуществляются в пределах ассигнований,  ежегодно предусматриваемых на эти цели в  бюджетах всех уровней. Расходы на проведение  указанных мероприятий, не относящиеся  к государственным и муниципальным расходам,  осуществляются за счет других источников,  не запрещенных законодательством Российской  Федерации.

Вопрос о возложении расходов на создание  условий инвалидам для беспрепятственного  Финансирование деятельности органов  местного самоуправления, иных уполномоченных  субъектов, реализующих указанную  публичную обязанность, осуществляется за  счет средств местных бюджетов, однако в  случае недостаточности собственных средств  для покрытия соответствующих расходов муниципальные  образования вправе рассчитывать  на оказание им Российской Федерацией,  субъектами РФ финансовой помощи целевого  характера, а также привлекать средства из  иных источников, не запрещенных законодательством  РФ.

Рис. 1. Входная группа оборудована кнопкой вызова,  необходима возможность подъезда с тротуара  Рис. 2. Входные группы недоступны  доступа к объектам инфраструктуры на органы  местного самоуправления был предметом  рассмотрения в Конституционном cуде РФ  (Определение от 13.05.2010 года № 689-О-О).

Суд указал, что к вопросам местного значения  относится владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, а органы местного  самоуправления создают условия инвалидам  для беспрепятственного доступа к объектам  социальной инфраструктуры.

Вытекающая из норм федерального законодательства  публичная обязанность по обеспечению  доступности зданий и сооружений  для инвалидов и других групп населения с ограниченными  возможностями передвижения  возлагается, в частности, на собственников  зданий и сооружений.

Обязанности по обеспечению доступности  зданий и сооружений для инвалидов  и других групп населения с ограниченными  возможностями передвижения возлагаются  на предприятия, учреждения и организации,  осуществляющие транспортное обслуживание  населения, которые обеспечивают оборудование  вокзалов, аэропортов и других  объектов специальными приспособлениями,  позволяющими инвалидам беспрепятственно  пользоваться услугами этих предприятий, учреждений  и организаций.

Оснащение специальными приспособлениями  и оборудованием действующих объектов  для доступа и пользования инвалидами  и другими маломобильными группами населения  осуществляется в период проведения  их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет  осуществить эти работы.

В случаях когда действующие объекты невозможно  полностью приспособить для нужд  инвалидов, собственниками этих объектов  должны осуществляться по согласованию с  общественными объединениями инвалидов  меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных  потребностей инвалидов.

Подпишитесь, чтобы быть вместе!